Независимая техническая экспертиза — это такой процесс, когда специалисты анализируют повреждения, возникшие в результате происшествия. Они оценивают степень ущерба, определяют возможные методы восстановления и их целесообразность, а также рассчитывают стоимость ремонтных работ.
Похожую процедуру проводит страховая компания перед выплатой или отправкой автомобиля на ремонт. Однако в данном случае оценку проводит не заинтересованный сотрудник страховой компании, а независимый квалифицированный эксперт.
Если так сложились обстоятельства и вы столкнулись с необходимостью пройти экспертизу, но не знаете, к кому обратиться, не спешите выбирать первого попавшегося специалиста. Проведенная экспертиза, выполненная лицом, не имеющим на то полномочий, не будет иметь юридической силы. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, необходимо:
Проверить наличие у оценщика лицензии на проведение необходимого исследования, а также персонального идентификатора (только для индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц).
Выяснить, является ли ваш потенциальный специалист независимым лицом. Возможно, он сотрудничает с конкретной страховой компанией, что может повлиять на результат исследования.
Уточнить, есть ли у специалиста профильное образование, поскольку только такие лица имеют право проводить экспертизы.
Стоимость восстановительных работ и ремонта автомобиля по ОСАГО в Москве и Санкт-Петербурге может варьироваться от 5000 до 25 000 рублей. В регионах стоимость может быть ниже, но она также зависит от объема предоставляемых услуг. Некоторые компании предлагают услуги автотехнической экспертизы, подключают юриста, и в этом случае общая сумма может увеличиться на 4000–5000 рублей.
Бывают разные виды автотехнических экспертиз:
Для проверки технического состояния автомобиля. В таких случаях определяют, есть ли неисправности, которые могли привести к аварии — некачественный ремонт, заводской брак или безответственное отношение владельца к своему имуществу.
Для выяснения обстоятельств аварии. В ходе расследования определяются скорость движения до аварии и в момент столкновения, а также длину тормозного пути. Выясняется, было ли ограничение скорости на участке дороги, где произошло столкновение, а также изучается вопрос, насколько возможно было предотвратить аварию.
Экспертиза, направленная на изучение следов, оставленных на месте дорожно-транспортного происшествия. В рамках этой процедуры проводится детальное исследование места аварии с целью установления взаимного расположения всех участников ДТП в момент столкновения. Также рассматриваются траектории движения до и после аварии, осматриваются части автомобиля, которыми были нанесены повреждения. Кроме того, в ходе экспертизы проводится анализ дорожных условий: состояние дорожного покрытия, наличие дорожных знаков и разметки, условий видимости на дороге.
Исследование дорожных условий. Оно проводится нечасто, поскольку сложно точно определить, как изменчивые факторы повлияли на происшедшее. В ходе такой проверки выясняется, насколько хорошо были видны дорожные знаки, разметка и другие автомобили в момент ДТП, каково было состояние покрытия и т. д.
Экспертиза по определению стоимости автомобиля после ДТП. В рамках экспертизы проводят оценку стоимости ремонтных работ, необходимых для восстановления автомобиля после ДТП. Также учитывается рыночная стоимость авто до аварии, разница в цене между состоянием автомобиля до и после ДТП и цена уцелевших частей автомобиля.
Процесс проведения независимой экспертизы строго регламентирован и не предполагает самостоятельности. Порядок оценки ущерба и расчета стоимости ремонта определен в Положении Банка России № 432-П.
Необходимо предоставить следующие сведения:
полное название организации, проводившей экспертизу, и ее адрес. Если заключение составляет индивидуальный предприниматель, он должен указать свои ФИО, адрес, дату регистрации ИП и предоставить полную информацию о документе, подтверждающем внесение записи о регистрации в государственный реестр;
основание для проведения экспертизы, включая реквизиты договора на оказание услуг;
персональные данные заказчика экспертизы;
список исследуемых объектов (автомобиль, видеорегистратор и т. д.);
полная информация о транспортном средстве и способ ее получения (личный осмотр или ссылка на документы, содержащие такие сведения);
дата возникновения повреждений (дата ДТП и т. д.);
список всех документов, изученных в процессе экспертизы. Для полисов ОСАГО — с указанием полного названия страховой компании;
вопросы, на которые должна ответить экспертиза;
список нормативов, методик и программ, использованных при проведении экспертизы;
информация о проведенных исследованиях;
ограничения в интерпретации и применении результатов (география, неподтвержденные сведения, временные интервалы и т. д.);
описание и выводы по новым обстоятельствам, выявленным в процессе экспертизы (не включенные в ранее поставленные вопросы);
выводы по изначально имеющимся вопросам.
Когда все необходимые документы будут готовы, их нужно забрать и предоставить страховой компании. К требованию о перерасчете суммы компенсации ущерба необходимо приложить пакет документов, на его рассмотрение страховщикам потребуется 10 дней. По прошествии этого периода они должны либо внести дополнительную оплату, либо предоставить обоснованное объяснение отказа.
В случае отказа пострадавший может или принять предложенную сумму компенсации и завершить процесс, или продолжить разбирательство и подать иск в суд, к которому также необходимо приложить результаты независимой оценки ущерба. Важно отметить, что суд может назначить дополнительную экспертизу для пересмотра ранее сделанных выводов и определения размера исковых требований. Это может привести к отсрочке проведения ремонта поврежденного автомобиля.