Современный электромобиль, как и смартфон, долго не проживет без зарядки. Инфраструктура зарядных станций в России все еще находится на этапе формирования, и если в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, количество зарядных станций постепенно увеличивается (за прошедший год их число выросло практически на 50% — более 7 тысяч), то за пределами мегаполисов зарядить электрокар будет крайне сложно. В особенно удаленных регионах зарядные станции могут отсутствовать, поэтому перед тем, как отправиться в путешествие, придется тщательно планировать маршрут с учетом доступных зарядных станций.
Конечно, если вы планируете маршрут с развитой инфраструктурой, то путешествие на электромобиле может стать вполне комфортным. Многие современные электромобили имеют запас хода более 300 или даже 400 километров, что позволяет без особых проблем совершать поездки между крупными городами. Впрочем, до Петербурга из Москвы на «электричке» все равно доехать не выйдет, придется дозаряжать машину в пути.
По карте зарядных станций для электромобилей в России видно, что их расположение не позволяет путешествовать дальше некоторых городов Золотого кольца. С относительным комфортом можно добраться до Краснодара и Волгограда, а при желании и избыточной доле энтузиазма доехать получится и до Владивостока: на пути к нему есть небольшое количество зарядок.
Кстати, важно помнить, что на текущий момент в индустрии существует несколько типов зарядных коннекторов (проприетарный Tesla, европейский CCS и другие) для электромобилей, поэтому для использования многих заправок могут потребоваться специальные насадки-переходники. Набор из нескольких переходников под коннектор вашего автомобиля может стоить недешево, однако для дальних путешествий его все же лучше приобрести, чтобы не попасть в ситуацию, когда единственная зарядка в регионе оказывается несовместимой с вашей машиной.
В планировании «углеродно-нейтральных путешествий» придется учитывать не только особенности инфраструктуры, но и такие факторы, как температура окружающей среды, состояние дорожного покрытия, возможные осадки и даже использование кондиционера: все это может значительно увеличить скорость разряда батареи электромобиля и привести к сокращению запаса хода.
Особенно важно учитывать это зимой, поскольку большинство электромобилей оказываются крайне чувствительными к отрицательным температурам, а их запас хода сокращается чуть ли не вдвое. Кроме того, зимой электромобили вынуждены тратить энергию на поддержание постоянной температуры аккумулятора, что приводит к его непрерывному саморазряду.
Таким образом, уже сегодня теоретически можно отправиться в путешествие по России на электромобиле, однако едва ли эту затею можно назвать разумной. Отечественной инфраструктуры по-прежнему недостаточно для комфортных междугородных поездок, а в дикие места на «электричках» вообще лучше не соваться, ведь обычной канистрой бензина непредвиденную ситуацию (разрядился за ночь, заблудились, не нашли зарядную станцию) решить не получится.