Автомобили бывают удачные и неудачные, а бывают народно любимые. «Жук», «Мини», «Жигули-шестерка», например. Пусть с изрядной долей приближения, но в этот список войдет и Mazda 3 — самая популярная «Мазда» в нашей стране.
Эта история любви началась еще в начале нулевых, когда на рынке появилась «трешка» первого поколения. То был знаковый период для Mazda. Фирма полностью изменила схему названия моделей, отказавшись от трехзначных цифровых обозначений (предшественник «трешки», к примеру, назывался Mazda 323). Но главное, чуть больше, чем полностью, был переосмыслен и дизайн японских моделей. Вместо скучной, усредненной однообразности автомобили Mazda вдруг резко похорошели, став агрессивными, модными, спортивными.
Добавьте к этому бум на российском рынке новых автомобилей, который в начале нулевых рос чуть ли не в геометрической прогрессии, и сразу станет ясно, почему Mazda 3 мгновенно превратилась в бестселлер. Она стоила немного дороже массового Ford Focus и Opel Astra, но по дизайну, исполнению и оснащению казалась почти премиальной моделью — ровня скорее Audi 3, нежели даже VW Golf. Брала «трешка» не только внешностью. Среди других плюсов очень вкусная управляемость — тучу эмоций добавлял острый руль, плотная подвеска и развитая боковая поддержка водительского кресла.
С мощным и надежным 2-литровым 150-сильным мотором и 5-ступенчатой «механикой» Mazda почти выезжала из девяти секунд до разгона до сотни. Очень прилично для неспортивного, в принципе, автомобиля. Ну и надежность на уровне эталонных японских стандартов, куда ж без этого… Конечно, такую умницу и красавицу полюбили все и сразу: покупатели, продавцы, прохожие, угонщики, увы, тоже… Свидетельством истинно народной привязанности стало милейшее из автомобильных прозвищ в истории человечества. Берем первый слог от названия бренда — «Мазда» — и прибавляем к нему слово «трешка», получается «Матрешка». Блеск!
Эту любовь не могли, разумеется, разрушить ни плохенькая шумоизоляция, ни очереди на машину, в нулевых годах доходившие до нескольких месяцев, ни криминогенная популярность «матрешки». Самый же большой удар по отношениям наших соотечественников и Mazda 3 в дальнейшем нанес всемирный бум на внедорожники и кроссоверы.
Да, люди перестали лазать в окно к любимым женщинам и покупать хетчбэки. Все теперь помешаны на полном приводе, увеличенном клиренсе и ставшим почему-то гордом звании паркетника. В модельном ряду Mazda тоже есть такой автомобиль — кроссовер CX-5, на который приходится больше половины глобальных продаж бренда.
По счастью, японцы не только не собираются сворачивать производство седанов и хетчбэков (а вот Ford, к слову, собирается!), но и создают новое поколение модели. Mazda 3 четвертой уже по счету генерации представили год назад. Машину сразу хором назвали революцией. Не только в плане дизайна, хотя он хорош и уже успел заслужить лестные сравнения с итальянскими спорткарами и прозвище «японская Alfa Romeo». Интересней даже то, что спрятано под капотом. Там у «трешки» революционный по своей сути двигатель SkyAktiv-X — первый в мире бензиновый мотор, работающий… по принципу дизельного!
Сначала с помощью обычных свечей зажигания воспламеняется малая часть топливной смеси. Процесс горения повышает давление в цилиндре, и основная обедненная топливная смесь воспламеняется уже от сжатия. К чему такие сложности? Инженеры Mazda уверяют: даже первое поколение SkyAktiv-X улучшит экономичность на 30%, одновременно снизив выброс вредных веществ и добавив тяговитости.
Жаль, но все эти нововведения имеют для нас чисто теоретический интерес. На российский рынок новая Mazda 3 идет с проверенными олдскульными бензиновыми моторами объемом 1,6 л (120 л.с.) и 2,0 л (150 л.с.). Революционный SkyAktiv-X к нам не хотят везти из-за нестабильного в целом по стране качества топлива, а также по причине дороговизны. Новые технологии стоят больших денег…
И без того новая Mazda 3 — один из самых дорогих автомобилей в гольф-классе. Базовая цена хетчбэка в комплектации Drive — это 1 490 000 рублей. Минимальная цена 2-литровой машины с автоматом — 1 678 000 рублей. С такими деньгами можно уже прицениваться к той же CX-5 — кроссоверному хиту Mazda…
Но даже десяти минут за рулем «трешки» вполне достаточно, чтобы понять, чего лишают себя все те, кто легковушкам предпочитает кроссоверы. За рулем хетчбэка совершенно другое чувство автомобиля. Ты не управляешь им, а будто сливаешься в единое целое. Перестраивается машина как по рельсам, в повороты подзуживает входить быстрее — боковые крены отсутствуют как класс, а низкая спортивная посадка добавляет специй в любой поездке. Автомобиль послушен и ощущается настолько естественно, будто это тонкая лайковая перчатка на твоей руке. Ну очень приятное ощущение…