Японский язык почти так же богат на красивые и загадочные определения, как и фирменный каталог IKEA. Например, «куидаоре» означает «разориться, посещая дорогие рестораны», а, скажем, «ирусу» — это притворяться, будто тебя нет дома. А знаешь, что такое «такуми»? Вернее, кто такой? Нет, речь не о сети сушитерий. Название церемониального ножа для удаления кутикул, говоришь? Снова мимо. Ладно, сдавайся уже… Словом «такуми» в Японии издревле называют мастера самой высокой категории, человека, к качеству работы которого по умолчанию не может быть никаких нареканий.
Понятие это хоть и старое, но отнюдь не забытое. Сегодня среди без малого восьми тысяч сотрудников завода Lexus в Кюсю трудятся минимум девятнадцать такуми. Удивительный факт: автомобильная компания, которая подняла роботизированное производство до статуса современного искусства, теперь нанимает лучших специалистов, которые проверяют качество за этими самыми роботами! И не только проверяют. Представь себе, манипулятор робота, наносящего краску на кузовные панели, повторяет отточенные движения мастера. Да-да, по образу и подобию… Определенно Айзек Азимов похлопал бы в ладоши!
«Какими бы совершенными ни были автоматические линии сборки, именно люди отвечают за качество готового продукта». Эту фразу Хирофуми Кога («Лексус Кюсю», такуми цеха деталей из пластика) можно было бы нанести на кумачовый транспарант и вывесить под потолком главного цеха. Но здесь и без наглядной агитации знают, что такое ответственное отношение к делу. У такуми, которые периодически проводят аттестацию персонала, не забалуешь.
Сотруднику, претендующему на звание такуми, приходится сдавать комплекс тестов. Самый простой из них — собрать оригами. Ерунда, говоришь? Сам попробуй из квадратика фольги сложить фигурку кошки. Справиться нужно за 90 секунд, причем не основной рабочей рукой.
Зачем вообще такие сложности? Да затем, что процесс создания автомобиля в Lexus вот уже тридцать лет называют словом «искусство».