Согласно международной классификации, автомобили, которым исполнилось 30 лет и больше, считаются классик-карами. Причем учитывается прежде всего год начала производства модели. Выходит, полноценной классикой можно считать как Mercedes-Benz W123 образца 1976 года, выпуск которого давно закончен, так и до сих пор выпускаемую на «АвтоВАЗе» Lada Niva Legend. Ведь «ВАЗ-2121-Нива» 1977 года — это ее прямой родственник.
Без малого 40 лет на конвейере — это достижение. Впрочем, у «АвтоВАЗа» в полку живой классики не один боец. Вот еще один полузомби — Lada Niva Travel. По сути, обновленная версия Chevrolet Niva выпускается с 1998 года. Если вернуться к классификации олдтаймеров, эта тачка вполне может считаться так называемым «янгтаймером» — «молодой классикой».
То, что молодая уже далеко не молода, понятно. Но моложава — это да, вполне. Можно сколько угодно сравнивать фотографии обновленной Niva Travel с изображениями свеженькой Toyota RAV4 и делано удивляться сходству. Но зачем? Все же все понимают…
Заграничных покупателей такое «родство» вряд ли удивит или шокирует: они банально не увидят Niva Travel на европейских, американских или азиатских дорогах. Ну а в России легкая схожесть с одним из самых популярных кроссоверов мира только на пользу: «Глянь-ка, Маринк, а Петька-то твой бывший на „рафике“ рассекает!»
Рестайл на самом деле удался. Сейчас вот без шуток. Если Niva Legend выглядит типичным артефактом — вещью из прошлого, пусть и вещью весьма очаровательной, — то Niva Travel вполне сносно маскирует солидный возраст. Мордочке а-ля RAV4 помогают и пластиковая «листва» по кузову, и светодиоды в задней оптике, и арки в стиле Jeep. Почти военного очарования вездеходу добавляет корпус запаски на пятой двери и шноркель. Служу Советскому Союзу!
Немного современнее «Трэвел» стал и внутри. Ну как современнее — будто в деревенскую хату занесли новенький телевизор. В салоне полно кнопок и переключателей от «Шнивы», о пластик торпедо можно запросто сломать не то что ноготь, но и запястье. Впрочем, мы вообще-то говорим о российском внедорожнике 20-летней давности с ценником в 700 тысяч. По уровню оснащения Niva Travel на три головы обгоняет себя же образца 1998-го и вполне сносно выглядит в году 2021-м.
Во всяком случае, в оснащении Niva Travel есть две подушки безопасности, подогревы сидений и лобового стекла, мультимедийная система, на которую выводится даже картинка с камеры заднего вида. Камера заднего вида на «Ниве» — пусть это переварится у тебя в животе! Воистину прогресс не остановить…
Главное — не забывать, что красивая картинка не убирает классическое вазовское очарование, а лишь отвлекает от него внимание. Двери «Нивы-Трэвел» захлопываются с очаровательным металлическим лязгом, рычаг раздатки включается не столько по воле водителя, сколько по собственному настроению, а подвывающие трансмиссионные шумы становятся неотъемлемыми спутниками каждой поездки.
Вот оно, настоящее погружение в мир автостарины, — простая поездка на Niva Travel. Стоит только тронуться с места — и понимаешь, в какой системе координат находится «Нива». Как сильно она отстала от современных автомобилей! Разгон до сотни за 19 секунд и сразу-то кажется небыстрым, а на деле соточку на спидометре машина набирает даже еще медленнее. Максималка? Не важно, быстрее 110 км/ч ехать все равно не хочется.
К этому придется привыкнуть, как и к частой работе рычагом «механики» — в горку на третьей машина просто не едет. Характер 1,7-литрового 80-сильного вазовского мотора такой, что внизу его (в смысле — крутящего момента) нет совсем, а когда вроде бы двигатель начал просыпаться — в районе 3000-3500 об/мин, — оказывается, что дальше крутить бесполезно. Будет много шума, но динамики не прибавится вообще.
Что тут скажешь? Ну Niva Travel — последний автомобиль, чтобы устраивать на нем гонки. На асфальте, во всяком случае. Зато взять и съехать с твердого покрытия в колею, разбитую самосвалами или нырнуть по пояс в снежную кашу — это для «Трэвела» пара пустяков. Это он пожалуйста. Отличный клиренс в 22 см, мощная понижайка, честная блокировка дифференциала и совершенно непробиваемая подвеска — на типичные кроссоверы ценой хоть в пять раз выше Niva Travel смотрит как на собачий помет. Они вообще в разных внедорожных категориях.
Потому-то так много «шнив» мы видели на дорогах и дворах Самарской области. Эта машина вообще не для города, она для тех, кто понимает: на русских «хайвеях» и «автобанах» тебе не поможет никто, если ты не привык рассчитывать на собственные силы. И здесь простая, как черенок саперной лопатки, но эффективная, как удар в солнечное сплетение, Niva Travel в своей стихии.
Ей не видать теплых чувств в мегаполисах, но она за ними и не гонится. В настоящей, не опереточной и не гламурной России этот автомобиль будет любим, а главное, будет нужен. Страна у нас такая, чего уж там…