Каждый из нас если не клеил собственноручно, то наверняка встречал у кого-нибудь в автомобиле иконки, приклеенные к центральной консоли. Как правило, они представляют собой целый триптих — изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Почему они?
Принято считать, что Пресвятая Богородица защищает автомобиль от угона и пожара, Николай Чудотворец оберегает от неприятностей всех путешественников, а Христос — самая главная икона в православии. Но кто вообще придумал украшать ими «торпедо» и зачем?
Традиция размещать в автомобиле иконки появилась в США задолго до России. Оно и понятно: люди опасались пересаживаться с лошадей на шумные, гремящие и плохо пахнущие самобеглые повозки, так что им позарез был нужен некий оберег, который защищал бы их от любых неприятностей на дорогах.
Спрос, как известно, рождает предложение, так что католическая церковь рекомендовала новоиспеченным автовладельцам размещать на видном месте в салоне машины изображение святого Христофора. Этот мученик, живший в III веке, у католиков считается покровителем путешественников: однажды он перенес Иисуса Христа на руках через бурный поток реки и в благодарность был причислен к лику святых.
С тех пор считается, что человеку, который носит или возит с собой лик святого Христофора, не грозит смерть в результате несчастного случая. В Штатах до сих пор продаются всякие наклейки, значки и даже шильдики на радиаторную решетку со святым Христофором и надписями вроде «Посмотри на святого Христофора и езжай в безопасности», «Веришь в святого Христофора — не попадешь в аварию» и типа того.
Но в середине прошлого столетия портрет Христофора из автомобилей постепенно стал вытеснять Христос — благодаря американской Автолиге Святого сердца Иисуса, члены которой активно распространяли среди водителей пластмассовые фигурки Всевышнего. Однако смысл размещения статуэтки Христа кардинально отличался от образа Христофора: если говорить автомобильным языком, то он был элементом не активной, а пассивной безопасности.
Дело в том, что Иисуса клеили на переднюю панель не для защиты от аварий, а наоборот — на случай дорожно-транспортного происшествия с летальным исходом. Дескать, если последнее, что увидит водитель перед смертью в случае тяжелой аварии, будет лик Христа, то в мир иной он уйдет с верой и раскаянием. И, скорее всего, попадет в рай.
Ну а в России массовое распространение автомобильных иконок на переднюю панель пришлось на 1990-е годы — времена безудержного и беспощадного тюнинга. С тех пор приобрести автомобильные иконки можно не только на авторынке или маркетплейсе, но и в церковных лавках.