Фантазеры из Bentley подарили себе на столетний юбилей сногсшибательный концепт с говорящим именем EXP 100 GT. Одной из его отличительных черт стали поднимающиеся вверх двери, которые британские конструкторы применили чуть ли не впервые в истории. По этому поводу мы решили вспомнить, какие еще телодвижения порой приходится проделывать человеку, чтобы попасть за вожделенный руль.
Двери, открывающиеся назад (или против хода движения) на заре мирового автопрома использовались повсеместно. Одни историки утверждают, что эту своеобразную черту автомобили унаследовали у карет (как и многое другое), другие считают, что такое решение просто куда удобнее обычных дверей. Почему же от них почти отказались сейчас, окрестив обидным словом «суицидальные»?
Единого ответа на этот вопрос нет. По одной из версий, с ростом скоростей такие двери все чаще открывались самопроизвольно, под напором ветра, тут же превращаясь в эдакий тормозной парашют и доводя автомобиль до аварии. По другой, сыграло свою роль влияние этой схемы на общую жесткость кузова. Так или иначе, от «суицидальных» дверей производители однажды отказались, но сейчас они вернулись в повестку дня, хоть и считаются чаще всего признаком роскоши. К примеру, в Rolls-Royce уверяют, что через распашную дверь попадать на задний диван куда приятнее, а в Lincoln даже специально переделали кузов одной из своих моделей под «суицидалки».
Еще один тип непривычных дверей с членовредительским названием — гильотинные. Строго говоря, они больше напоминают некое подобие канцелярского резака, так как поднимаются вверх, вращаясь вокруг передней петли. А тебе они могут быть известны под названием «ламбо-двери», и вполне заслуженно: популярной эта схема стала именно благодаря тому, что Lamborghini сделала из нее фирменную фишку.
У этой конструкции есть конкретный автор — знаменитый своей чудаковатостью дизайнер Марчелло Гандини. Впервые он реализовал идею дверей с вертикальным ходом на концепте Alfa Romeo Carabo в 1968 году, а позже пристроил и к неувядающему хиту из Сант-Агаты под названием Lamborghini Countach. Двадцать лет спустя итальянцы попробовали построить супер-минивэн с вертикальными дверьми и мотором от «Кунташа», и у них даже получилось, но серийного автобуса у Lamborghini так и не вышло.
Самыми известными среди нетрадиционных автомобильных дверей считаются, пожалуй, двери в стиле «крылья чайки». Сверхпопулярными они стали после того, как Mercedes-Benz вывел сначала на поля гоночных баталий, а потом и на рынок умопомрачительный 300SL, хотя изобретение этой схемы приписывается Жану Бугатти, сыну основателя марки Этторе. Тот в 1939 году гнался в основном за внешней эффектностью, а для Mercedes-Benz «крылья чайки» стали элегантным способом решения проблемы структурной жесткости кузова. В высоких порогах купе прятались силовые элементы.
«Крылья чайки», несмотря на их техническую сложность, применялись на десятках серийных и не очень серийных моделей, причем порой с их помощью обеспечивался доступ и к пассажирским сиденьям, и к двигателю. А вот Mercedes-Benz в своей истории наступил на эти грабли лишь дважды: с купе 300SL и много позже с его современной инкарнацией SLS AMG.
Любители ассоциировать автомобили с объектами живой природы могут считать себя польщенными: помимо чайки, своими крыльями с автомобилями поделилась еще как минимум пара летающих персонажей. Орнитологам, безусловно, понравятся так называемые «крылья сокола», сейчас известные в первую очередь по Tesla Model X, но находившие применение еще в середине семидесятых на концептуальных Chevrolet Corvette — строили их, к слову, под присмотром Джона ДеЛореана, который к «крыльям чайки» благодаря спорткару имени себя имеет непосредственнейшее отношение.
А энтомологам можно адресовать «крылья бабочки». Они некоторым образом напоминают «ламбо-двери», то есть открываются вперед и вверх, но при этом нередко захватывают еще и часть панелей крыши, облегчая посадку в салон. И, само собой, производят сногсшибательное впечатление на особей противоположного пола: настолько сильное, что приходится заподозрить изобретателей butterfly doors в чрезмерной тяге к визуальным эффектам. Такие двери успели поносить, например, Ferrari LaFerrari, культовый McLaren F1, BMW i8 и десятки других менее известных суперкаров.
К слову, на счету BMW значится немало экспериментов со способами открытия дверей, и речь не только о знаменитой малолитражке Isetta с ее полноценной «калиткой» в стиле холодильника. Были в биографии баварского концерна даже двери, которые открывались… вниз! При разработке родстера Z1 мюнхенским инженерам пришлось решать ту же проблему, что и создателям Mercedes-Benz 300SL — то есть, выдумывать кузов, который не сложится при перегрузках. Ситуация усложнялась еще и отсутствием крыши, но в BMW тоже не лаптем пенное хлебают. Родстеру сохранили мощные пороги, а вместо дверей использовали невысокие пластиковые панели, которые при помощи сервоприводов в эти самые пороги прятались.
Автомобиль форматирует нашу жизнь уже не одно столетие, и за эти годы инженеры выдумали множество самых разных способов усадить человека за руль. Но для массового сегмента не придумано пока ничего более удобного, надежного и простого, чем обычная дверь. Итак, двери открываются!