Дефицит автомобилей привел к тому, что только официальные цены у большинства марок выросли в среднем на 20%. Ну а дилеры с помощью нехитрого дополнительного оборудования вроде ковриков и чехлов на сиденья поднимают прайс буквально в полтора раза. Но покупатели все равно находятся. Когда закончится этот аттракцион неслыханной алчности? Давай разбираться.
Как вообще человечество дошло до такой жизни? Изучив скучные деловые сводки, мы обнаружили, что к концу 2021 года рынок из-за недопроизводства недосчитается 9 миллионов автомобилей. Для масштаба скажем, что в нормальные времена в мире продавали под 90 миллионов в год. Казалось бы, не катастрофа, не хватает жалких 10%. Плохая новость в том, что дефицит именно легковых машин составляет около 30%.
Читай по теме: «Самые популярные автомобили в каждой стране мира».
Все слышали краем уха про то, что корень проблемы — кремниевые микрочипы. Так и есть. В 2020 году спрос на машины упал, зато спрос на медицинское оборудование вырос, и пресловутые микрочипы, входящие в любую современную электронику, потекли в этом направлении. Потом в Тайване из-за засухи сгорел крупнейший завод по производству микрочипов. Следом заморозило Техас, а там тоже заводы по этому профилю.
Ну, и почему нельзя тупо наштамповать этих чертовых микрочипов, сколько надо, спросишь ты? А потому, что они в некотором смысле кристаллы и растут около шести месяцев. Пик дефицита автомобилей пришелся на август. Даже если оптимистично предположить, что, фигурально выражаясь, грядки с чипами засеяли еще тогда, в лучшем случае всходы появятся в конце года. С учетом инерции автомобильного производства можно было бы решить, что оно восстановится к весне. Но, поскольку мы с тобой не вчера родились, давай накинем еще полгода: не к весне, а, скорее, к следующей осени.
Вдруг вспомнилось: «Хроники чипирования: как люди вживляют в себя микрочипы и можно ли сделать это незаметно».
Наши инсайдеры среди автодилеров это подтверждают: они ориентируются на то, что ситуация не изменится до конца 2022 года. Вполне вероятно, что производители на фоне дефицита еще раз поднимут цены весной — рынок есть рынок. Но если можешь не торопиться с покупкой, то лучше подожди. Скорее всего, через год-полтора автомобили в салонах будут стоить дешевле. Хотя бы за счет того, что не придется платить 300 000 рэ за коврики.
Фото: Getty Images