Контроль дорожного движения в Лондоне после 1850 года стал сущим кошмаром. Большинство улиц было вымощено камнем, и под стук колес экипажей, крики уличных торговцев и ржание лошадей на дорогах царила постоянная неразбериха. Извозчики, частные экипажи и конные омнибусы сражались друг с другом за право преимущественного проезда, и это зачастую приводило к ожесточенным стычкам.
Экипажи переворачивались, колеса ломались, лошади убегали, а пассажиры и извозчики обменивались оскорблениями. И так каждый день. Вскоре стало понятно, что весь этот дорожный хаос надо каким-то образом контролировать. Полиция добилась лишь частичного успеха, поскольку было очевидно, что ежедневно контролировать каждый перекресток в Лондоне было физически невозможно.
И тут на помощь пришел Джон Найт — специалист по железнодорожным семафорам. Терминалы Лондона обслуживали тысячи поездов в день, а Найт и его коллеги разработали сложные системы семафорной сигнализации, которые и сделали железные дороги безопасным и эффективным средством передвижения.
Ну и, в общем, неудивительно, что первый дорожный светофор Найта был очень похож на железнодорожные сигналы, которые он проектировал и устанавливал в течение последних нескольких лет. Первый в мире светофор был установлен 10 декабря 1868 года на перекрестке возле здания Британского парламента.
Светофор на шестиметровом столбе управлялся вручную и имел две семафорные стрелки — если они были подняты горизонтально, двигаться было запрещено, а если стрелки поднимались под углом в 45° — можно было потихоньку ехать. А в темное время суток использовался поворотный газовый фонарь, с помощью которого подавались световые сигналы знакомых нам красного и зеленого цветов.
Переключал его полицейский, занимавший должность уличного регулировщика, вернее, в данном случае оператора светофора. Теперь пешеходы наконец-то могли спокойно переходить улицу, и это было так необычно, что посмотреть на высокотехнологичное устройство люди приезжали не только со всей Британии, но и со всей Европы!
Но, увы, 2 января 1869 года тот самый газовый фонарь на светофоре оглушительно взорвался при переключении из-за утечки газа. Уличную конструкцию разнесло вдребезги, а полицейский скончался от полученных при взрыве многочисленных травм. После этой трагедии сначала в Великобритании, а затем и по всей Европе светофоры были запрещены как смертельно опасная штука — на сей счет был выпущен специальный правительственный указ.
О светофорах в Европе забыли на десятки лет. В Лондон они вернулись, например, лишь в 1926 году, когда дорожное движение стало уже совершенно невыносимым. К слову, тогда железнодорожное прошлое светофора все еще давало о себе знать: пункт управления на пересечении улиц Сент-Джеймс и Пикадилли был оформлен как железнодорожная сигнальная будка с пультом коммутатора перед оператором.
В Париже светофор появился в 1922 году на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара, в Гамбурге — на площади Штефансплац, а в Ленинграде — на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (сейчас это Невский и Литейный) в 1930 году. А трехцветными светофоры впервые стали на улицах Нью-Йорка и Детройта в 1920 году. Привычный нам желтый сигнал придумали добавить инженеры Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс.