Как
Необходимость реформы назрела вследствие растущей критики сложившейся практики применения дорожных камер. Водители, особенно в регионах, обвиняли власти в стремлении нажиться на штрафах, вместо того чтобы реально заниматься безопасностью движения. Что характерно, на сторону водителей встали даже Генпрокуратура и ГИБДД, поэтому чиновники, депутаты и силовики сели за стол переговоров.
В законе, который разрабатывался Минтрансом совместно с Комитетом по транспорту Госдумы, содержатся общие нормы, а в постановлении указаны технические детали, включая допустимое расстояние между камерами, порядок их установки и многое другое. Первая редакция документа была опубликована в декабре 2023 года, но согласовать ее министерству не удалось: каждая из сторон раскритиковала новые правила и потребовала внести ряд правок.
За прошедшие полгода Минтранс то добавлял, то убирал из документа нормы, пытаясь найти компромисс. Одним из самых спорных моментов была возможность вынесения штрафов за нарушение требований динамических экранов над дорогой: на них планировали выводить временные ограничения скорости. МВД, к счастью, потребовало от этой идеи отказаться.
Еще один приятный для водителей момент — в правилах появилось требование обязательной маркировки автомобилей с камерами фотовидеофиксации, которые обычно прячутся в укромных местах на обочинах загородных трасс. Это могут быть либо цветографические схемы, либо специальные дорожные знаки.
Увы, окончательная версия документа не сделала обязательным ГОСТ Р 57144 от 2016 года, который закрепляет технические требования к камерам: погрешность измерений, состав материалов для доказательной базы, диапазон измеряемых скоростей, требования к антивандальной защите и прочее. Против этого активно выступали региональные власти — и победили.
Дело в том, что не соответствующие ГОСТу устаревшие камеры — например, те, которые делают лишь один снимок автомобиля, а не коллаж, — с 1 сентября пришлось бы отключить, а таких, по разным подсчетам, насчитывалось до 70%. Упомянутый ГОСТ в результате так и останется рекомендованным, хотя он изначально был таковым лишь для того, чтобы операторы дорожных камер подготовились к внедрению новых стандартов. Прошло восемь лет, но с тех пор не изменилось ничего.
Еще один спорный момент: по ходу обсуждения правил с разными ведомствами Минтранс то отменял, то возвращал запрет на установку камер ближе чем на 1 км друг от друга в населенных пунктах и ближе чем на 5 км — за их пределами. В финальной версии запрет все-таки остался, но есть нюанс: ГИБДД получила право устанавливать камеры с любой частотой, если это, дескать, необходимо для устранения очага аварийности.
Глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев в ответ на критику заявил, что «никакой закон не может быть идеальным». «Надо, чтобы документ вступил в силу, поработал два-три года, и потом уже посмотрим, нужно ли вносить в него поправки», — добавил депутат. Документ отправлен в правительственную комиссию при реформе контрольно-надзорной деятельности, откуда после проверки уйдет на подпись премьер-министру.