Мы как-то привыкли, что советский автопром в прошлом не раз и не два грешил творческими заимствованиями — от «Запорожцев» и «Волг» до представительских «Чаек» и грузовых «ЗИЛов». Гораздо сложнее поверить, что представители такой развитой автомобильной державы, как Япония, по крайней мере однажды были заподозрены в плагиате.
Доподлинно известен случай, когда инженеры Suzuki после дебюта внедорожника Vitara прислали на АвтоВАЗ что-то вроде поздравления. Японцы тогда вполне официально выражали благодарность создателю «Нивы» Петру Михайловичу Прусову, назвав его «крестным отцом» новой «Витары». Но тогда, в конце 80-х, речь шла скорее о концептуальном заимствовании. А вот через несколько лет произошло нечто более запутанное и серьезное…
В первой половине 90-х в Тольятти с официальным визитом пожаловала делегация фирмы Honda. В сложный и для страны, и для завода момент вазовцы искали иностранных партнеров для организации совместного производства. Дорогим иностранным гостям показали все, чем можно было гордиться, включая некоторые эскизы дизайнерского бюро. В ту пору на АвтоВАЗе как раз пытались наметить контуры сменщика «Нивы»…
Охмурить японцев в итоге не удалось, никакого партнерства не получилось. Казалось бы, тут и истории конец, но пройдет несколько лет, и в 1998-м на свет появится субкомпактный кроссовер Honda HR-V.
И вот ведь какая петрушка: симпатичный профиль этого автомобильчика странно напоминал те самые эскизы, которые хондовцы с таким живым интересом рассматривали в Тольятти. Посмотри на фотографии и реши сам — слизали «Хонду» с прототипа «Нивы-2» или все-таки нет.
Не верь глазам своим: 10 «Жигулей», среди которых нет ни одних «Жигулей».