Давно уже мы не сталкивались с такой волной интереса со стороны окружающих. «А можно заглянуть внутрь? А он целиком электрический? Ну и как вам „тележка“?» И да, все понимают, что пока на этом автомобиле только шильдики отечественные. Все равно народ тянется, причем с откровенно позитивным настроем.
Мы же приступали к тесту с совершенно иными эмоциями. Буквально накануне один из коллег отозвался о «Москвиче» крайне негативно. Правда, о бензиновом. Дескать, на трассе устаешь после 200 км, сырая машина. Так что никаких розовых очков при первой встрече не было.
Скромно, но ровно
Говорить о внешности автомобиля — не журналистское дело, а вот о качестве сборки — наоборот. Кузов аккуратный, зазоры ровные, двери закрываются четко, вопросов нет. Посадка за рулем для рослого человека неидеальная, но приемлемая. Чувствуешь, что вообще-то автомобиль бюджетный, но вроде все на месте, прямых эргономических недочетов не наблюдается. У многих новых моделей, пришедших с Востока, все намного печальнее. Например, подушка сиденья коротковата, но у Geely Coolray она еще короче.
Пластик на передней панели и дверях жесткий, но есть мягкие накладки из кожзама. Декоративные вставки — в нашем случае золотистые — все одинаковые, без винегрета из стилей. Правда, у того же Geely Coolray интерьер на порядок интереснее.
Селектор — шайба, что объективно хуже рычага, стоящего на бензиновом «Москвиче». Но привыкаешь к «крутилке» быстро.
Android Auto подключается шнурком без проблем, но вот потом электроника временами живет своей жизнью. То неожиданно выводит на экран (10,25'') вместо навигатора информацию о работе климатической установки, то вообще гасит его. Случается это непредсказуемым образом и после перезапуска автомобиля проходит. Однако — недочет.
Багажник для автомобиля длиной 4410 мм вполне приличный — 520 л. И второй ряд сидений при этом достаточно просторный. Однако главное достоинство «Москвича 3е» не в этом.
Как молния!
Основное его практическое преимущество — в динамике. Он сразу после нажатия на правую педаль начинает мощно ускоряться, причем ведет себя так на любой скорости. Ну хорошо, не на любой, максимум у него — 140 км/ч. Но разгон со 100 км/ч или с места одинаково динамичный, что, конечно, очень приятно. Официальных данных по времени разгона до 100 км/ч нет, но по нашим кустарным замерам вышло около 8-8,5 с. У «Москвича» и крутящий момент не то чтобы выдающийся, хотя и неплохой — 340 Нм. Но по ощущениям — все 500! Это за счет того, что электромотору вообще не нужна раскрутка, он всегда готов пульнуть. Это, конечно, не личная особенность «Москвича 3е», а вообще свойство электромобилей.
Однако у нашего автомобиля динамика была подкреплена еще и неплохо настроенным шасси. Никаких кренов даже при резких поворотах, прекрасная отработка мелких неровностей. Хотя, если пройти «лежачего полицейского» ходом, подвеску пробивает. И еще один минус: руль пустоват. Причем чем быстрее едешь, тем легче он становится. На скоростях в районе 110-120 км/ч с непривычки не очень комфортно, хотя потом это ощущение проходит. Опять же такие скорости электрическому «Москвичу» вообще противопоказаны. И вот почему.
Официально запас хода у этого автомобиля составляет 410 км. Но это, видимо, со 100% до 0, на скорости 30 км/ч и при попутном ветре. По ощущениям реальный запас хода — 300-330 км, причем при условии, что на трассе вы не разгоняетесь быстрее 90 км/ч. Потом начинает работать аэродинамика, и расход энергии при 110-120 км/ч вырастает раза в полтора. Поэтому на практике так: заряжаете батарею на быстрой станции до 85%, проезжаете по трассе 200 км и остаетесь с 20% заряда.
Если вы достаточно занудны, чтобы пересчитать километры и проценты, то выясните, что при таком раскладе запас хода составит примерно 360 км. Но ведь бывают еще и пресловутые резкие ускорения, а они ощутимо ускоряют расход энергии.
К слову, насчет быстрой зарядки характеристики не врут. С 20% до 80% «Москвич» заряжается за 45 минут. Причем в больших городах есть как бесплатные станции зарядки, так и коммерческие при торговых центрах (получается все равно недорого).
Немного грязи и масса тепла
Ну и напоследок — про внедорожные качества. Честно говоря, мы проверили их случайно. Съехали с дороги пофотографировать автомобиль, переехали лужу, потом вернулись обратно, снова героически преодолели ходом полтора метра грязи — и не смогли въехать на сухой твердый откос обочины. Не очень-то и крутой. Антипробуксовочная система подвела, надо было отключить заранее, а мы расслабились. Пришлось скатиться в лужу, ну и все, даже при отключенном ESP ничего не выходило. Никаких умных внедорожных алгоритмов у «Москвича» нет, это просто переднеприводной легковой автомобиль в формфакторе кроссовера с дорожным просветом в 145 мм.
Думаете, мы расстроились? Ничуть. Потому что моментально рядом остановились три автомобиля, мы вкрутили «Москвичу» в левую скулу крепчайшую буксирную скобу, и нас 8-тонным динамическим тросом вытащил на асфальт UAZ Profi. И никто из участников процесса и зрителей не сказал плохого слова про «Москвич» — наоборот, спасение прошло как-то тепло и душевно. Но тут, конечно, дело не в машине, а в людях.
Что касается рыночных перспектив «Москвича 3е», то они очевидны. При заявленной цене в 3 950 000 рублей он вряд ли станет бестселлером у частных покупателей. За эти деньги любители современных решений могут приобрести гибридный автомобиль и не переживать за запас хода.
Так что на электрические «Москвичи» будут пересаживать дорожную инспекцию, закупать их в парки каршеринга и такси под субсидии Москвы. Но для начала, видимо, потребуется более развитая структура зарядных станций. А пока это автомобиль для эксцентричных состоятельных людей: «Могу купить что угодно, но беру „Москвич“ и купаюсь в лучах внимания».