Представьте такую ситуацию. Роскошный седан бесшумно едет на автопилоте по безлюдной загородной дороге, водитель листает MAXIM на своем планшете и тихо подпевает радио. Внезапно на приборной панели вспыхивают сигнальные лампы, звучит противный звуковой сигнал, а на центральном дисплее появляется силуэт стремительно приближающегося навстречу автомобиля.
Система автономного вождения бьет тревогу, врубает экстренное торможение и сворачивает с дороги, чтобы избежать лобового столкновения. Машина замирает в клубах придорожной пыли. Перепуганный водитель оглядывается по сторонам, но никакого встречного автомобиля на дороге нет и в помине. От души выругавшись, он открывает дверь, чтобы перевести дух, и тут из кустов вылезают люди явно криминальной наружности, которые отбирают ключ и уезжают на его машине. Конец. Научная фантастика? Нууу… уже нет.
Американские инженеры из Университета Дьюка разработали систему с ироничным названием MadRadar, которая предназначена для введения в заблуждение систем автономного вождения. С помощью этой технологии можно вызывать галлюцинации у датчиков, радаров и прочих сенсоров, имитируя, например, приближение несуществующей машины или, наоборот, скрывая от автопилота присутствие других автомобилей на дороге.
Особенно ужасно, что делать это можно без какой-либо предварительной подготовки — не зная ни типа, ни количества радаров или сенсоров на машине жертвы. Ученые уже назвали «Бешеный радар» самой серьезной угрозой безопасности автомобилей со времен появления систем автономного вождения.
Зачем американцы это сделали? Они утверждают, что исключительно во благо — чтобы, дескать, автопроизводители не расслаблялись и немедленно озаботились разработкой систем защиты своих автопилотов от хакеров, пока те не устроили настоящий хаос на дорогах. Все подробности ученые пообещали рассказать на симпозиуме по безопасности сетей и распределенных систем, который пройдет с 26 февраля по 1 марта в Сан-Диего, а пока лишь вкратце описали возможности своего MadRadar. Эксперименты на полигоне показали, что система способна точно определять параметры радара автомобиля жертвы менее чем за четверть секунды, чтобы затем отправить ему фальшивый сигнал нужной частоты и тем самым ввести автопилот в заблуждение.
Например, чтобы радар «увидел» другой автомобиль там, где его на самом деле нет, нужно изменить характеристики сигнала в зависимости от времени и скорости таким образом, чтобы он в точности имитировал реальный. Заставить радар «развидеть» приближающийся автомобиль сложнее, отмечают ученые: это достигается путем добавления маскирующих сигналов вокруг истинного местоположения автомобиля, чтобы создать своего рода яркое пятно, которое ослепит автопилот и собьет его с толку.
Но этого американцам показалось мало, и они придумали третий тип атаки — будто автомобиль внезапно меняет курс. Например, автопилот можно заставить «увидеть», что якобы движущийся впереди автомобиль начал резко ускоряться, и сделать то же самое. Результат? Попутное столкновение, которое хоть и не так опасно, как лобовое, но тоже, мягко говоря, неприятно.
Каждый из этих экспериментов проводился на реальных автомобилях, которые при этом ехали на «трассовых» скоростях, подчеркнули ученые. В общем, надеемся, что автопроизводители все-таки придумают, что с этим делать.