Нет ничего плохого в том, что самые крутые фишки сначала появляются на дорогих и очень дорогих автомобилях. Это естественный процесс. В любом случае, доказав свою полезность на дорогих седанах, подушки безопасности, кондиционеры, системы динамической стабилизации становились обычным делом даже на бюджетных моделях. Вот только почему-то с электромобилями это правило, раньше не дававшее осечек, работает не очень.
Вот уже лет десять мода на электромобили трясет мир, словно в лихорадке. Мы, конечно, помним, что первые вполне работоспособные машины-электрички появились еще в конце XIX века. Однако сделать старую, добрую, но хорошенько подзабытую идею трендом, вдохнуть в нее вторую жизнь получилось только у Илона Маска.
«Тесла» за смешные два-три года от скепсиса и недоверия перешла в статус технологического лидера и трендсеттера. О «Теслах» говорят все, их хотят почти все. Только позволить может далеко не каждый: дорого очень.
Электрификация автопрома привычно началась сверху. Но до уровня народных масс все еще не спускается. С большим опозданием вслед за «Теслами» двинулись Porsche, Mercedes-Benz, Audi, BMW, Jaguar. То есть бренды, у которых и бензиновые модели которых традиционно дороги. Откуда взяться доступности «электричек»?
Правительства многих стран при этом наперегонки пугают запретами эксплуатации неэлектрокаров уже лет через пять-десять. Але, народ, а ездить-то мы на чем будем?
Похоже, электрическая революция проходит мимо нас. В той же Европе своими собственными электромобилями обзавелись все серьезные игроки рынка массмаркет: Peugeot, NIssan, Renault, Honda, Volkswagen. Из них только последний решил привести свой доступный электрокар в Россию, и то с оговорками. Несколько экземпляров хетчбэка ID.3 высадились у нас не для продажи, а пока лишь для изучения потенциального спроса.
Изучать есть что. Для немцев ID.3 — почти такая же важная машина, как оригинальный «Жук» или «Гольф». По мысли стратегов из Вольфсбурга «ай-ди-драй» должен стать локомотивом, который потащит за собой весь автомобильный бизнес Volkswagen. Ведь по задумке тот станет полностью электрическим. Вопрос: не надорвется ли малышок?
«Трюльник» удивляет с первого взгляда. Непривычностью дизайна, нарочитой непропорциональностью и какой-то игрушечностью. Он будто не хочет казаться серьезным. Хотя, если подумать, то же самое можно сказать и про оригинальный «Жук». За обезличенным названием (ну какой любящий родитель даст своему чаду такое пресное имя, как ID.3?) сложно заметить что-то одушевленное. Но оно есть. Только «Ай-ди» — это не насекомое, а, скорее, земноводное. Симпатичная такая лягушечка. Если лягушки в принципе могут быть симпатичными…
Внутри веселое настроение продолжается. На педали газа красуется тиснение в виде пиктограммы Play. Игриво! На тормозе, соответственно, пауза — логично. Сам же салон больше напоминает суперсовременный кабинет зубного протезирования. Минимум вычурности, максимум функционала и много воздуха — ID.3 на удивление просторен. Вот уж действительно машина, которая снаружи кажется меньше, чем внутри. Но, право слово, милой мордашки и воздушности салона слишком мало, чтобы считаться электрической революцией.
Вся прелесть ID.3 — в движении. Стоит нажать на Play, и лягушка не прыгает, а уносится куда-то вперед. Восемь секунд до сотни не назовешь сногсшибательной динамикой. Многие бензиновые машины могут и побыстрее, но врожденная особенность электромотора, когда максимальный крутящий момент ты получаешь по первому требованию, создает ощущение вседозволенности. И еще большого кайфа.
Это похоже на компьютерную игру, где вслед за нажатием на кнопку следует мгновенная реакция. Без шума, без рева, без пробуксовки и свиста резины — ID.3 просто первым уходит со светофора, вгоняя в краску владельцев турбированных седанов и кроссоверов.
Когда зажигать в светофорных гонках надоедает, можно заняться другой увлекательной игрой — испытанием на экономичность. Электромобили еще несколько лет назад были ограничены полутора сотнями километров реального пробега, что делало их эксплуатацию почти бессмысленной затеей, во всяком случае очень хлопотной. Электрическая лягушка-попрыгушка из Вольфсбурга спокойно проедет 400 км и не попросится на заправку. Четыре сотни с плюсом — это почти недельный пробег в городском трафике! На дальняк не рванешь, конечно, но в условиях мегаполиса не надо отказывать себе в свободе передвижения.
У электромобильности сейчас есть и другие плюшки. Например, бесплатная стоянка даже в центре Москвы — на тех самых сокровенных местах по 380 рублей в час. Радует и стоимость «топлива». Если перевести стоимость зарядки в денежные единицы, то сотня километров обойдется примерно в сто рублей. Ездить на бензине раз в пять дороже…
Не из робкого десятка? Уверен, что не испугаешься стремных шедевров автомобильной рекламы? Ну мы, если что, предупредили…
Все бы просто замечательно, но вступительный билет в мир электричества по-прежнему дорог. Да, ID.3 — это не Tesla, но еще и не демократичный европейский хэтч. Минимальная цена машины в Германии порядка 35 тысяч евро, что даже при отсутствии таможенных ставок на электромобили в России (лафа, которую скоро наверняка отменят) выливается в 2,8 миллиона рублей по текущему курсу. За эти деньги можно получить только Model S в возрасте от 10 лет и старше, а можно — хорошо упакованный бензиновый кроссовер. За что проголосуют люди?
Не забудь, что, покупая электрокроссовер, сейчас самому придется решать вопросы с зарядкой. Есть собственный дом или место в подземном паркинге, где можно установить док-станцию — хорошо. А если нет? Рассчитывать на скорое развитие электроинфраструктуры в Москве наивно, а в остальной России — и вовсе глупо.