Председатель государственных дел КНДР (так его рекомендует называть МИД КНДР) Ким Чен Ын завершил недавний, в сентябре 2023 года, визит на российский Дальний Восток. Совершал он его на личном поезде. Так ездили его дед Ким Ир Сен и отец Ким Чен Ир. Как говорят, они опасались летать на самолетах, так что Ким Ир Сен ездил на поезде даже в Восточную Европу. Что в целом логично: работа у них сложная, кругом враги.
У Ким Чен Ына с самолетами проблем нет. Внутри своей страны он перемещается на председательском Ил-62. В 2018 году на Boeing 747 компании Air China председатель Ким летал на встречу с Дональдом Трампом и в том же году — в китайский город Далянь для встречи с президентом КНР Си Цзиньпином.
Однако имея такой поезд, как у него, грех отказывать себе в удовольствии насладиться поездкой и произвести впечатление. Тем более что поезд Кима и защищен прекрасно, и отследить его намного сложнее, чем самолет.
Вагоны из СССР
Поезд северокорейского лидера не такой уж секретный, как можно предположить. Известно, что в нем 90 вагонов, а его максимальная скорость составляет, по разным данным, от 60 до 88 км/ч. Вагоны советского производства, а оборудовали их, надо полагать, корейцы сами.
Фантастической роскоши на фото, сделанных пресс-службой, не наблюдается. Видно, что материалы приличные, но дизайн интерьеров сдержанный. Стены в основном глянцево-белые. В вагоне для брифингов длинные столы с мониторами, банкетный зал-вагон обшит изнутри темным деревом, в конференц-зале стоит огромный белый стол, а в салоне для приема гостей — красные кожаные кресла с деревянными подлокотниками.
Два основных вагона, которые Ким Чен Ын использует для отдыха и служебных нужд, бронированные. Весьма вероятно, что защищены и остальные, но это достоверно неизвестно. Зато видно, что стекла везде тонированные.
Ну а то, что в одном из вагонов возят автомобиль северокорейского лидера, ни для кого не секрет: фото с выгружаемым Maybach уже облетело все новостные сайты.
Глазами очевидца
Внутри поезда бывали иностранные дипломаты, в том числе российские, есть и фото интерьера, попавшие в кадр пресс-службы председателя во время съемки ответственных мероприятий.
Бывший полпред президента РФ в ДФО, генерал-лейтенант запаса Константин Пуликовский путешествовал на заветном поезде 24 дня и даже написал об этом книгу «Восточный экспресс. По России с Ким Чен Иром». Как он потом рассказывал, лидер КНДР говорил ему: «Неужели вы не понимаете, что, полетев самолетом туда и обратно в другую страну, ты ничего не увидишь. Встречаешься потом с главой государства и окружающими его лицами и не сделаешь никакого вывода о стране. Я же хочу видеть страну, а лучше, чем на поезде, ты этого не сделаешь». Ким Чен Ир задавал Пуликовскому тысячи вопросов, спрашивая обо всем увиденном в окне.
С Интернетом, винами и поющими проводницами
Как пишет Пуликовский, внутри поезда уже тогда, в 2001 году, был спутниковый Интернет. Висящие на стенах мониторы выводили информацию о регионах, через которые проезжал состав: имена руководителей и экономическую информацию, вплоть до поголовья рогатого скота.
Отдельно Пуликовский, как и другие гости поезда, отмечает работу поварской службы. В ресторане можно было заказать блюда различных народов, да и винотека впечатляла. У председателя Кима вагон-ресторан, как говорят, не хуже. А еще у папы Ким Чен Ына в поезде был женский песенный коллектив, который Пуликовскому представили как проводниц.
Проверка на дорогах
Чем поезд Ким Чен Ына плох, так это тем, что создает проблемы. Отчасти из-за низкой скорости, отчасти из-за связанных с ним протоколов безопасности.
По пути следования северокорейского состава №1 массово задерживают и отменяют другие поезда, а сотрудникам станций, через которые он следовал, запрещали выходить из помещений в момент прохода поезда. В КНДР меры еще более строгие, и каждую станцию, на которую прибывает поезд, проверяют около 100 сотрудников службы охраны.
В общем, поезд председателя Кима — явление для XXI века необычное. Хотя… Участвует же в боевых действиях на Украине бронепоезд «Волга», и никто не удивляется особо.