Автогонки «Формулы» пользуются славой самых технологичных и опасных видов автоспорта. Тем не менее мало кто знает, что чемпионаты «Формулы» разделены на несколько категорий, которые отличаются по скорости, техническому оснащению и действующим правилам.
На олимпе автоспорта традиционно высится «Формула-1», которая была основана в 1950 году и с тех пор считается высшей точкой автомобильной инженерии и профессионализма. В гонках этого сегмента участвуют самые мощные болиды, стоимость которых нередко превышает несколько миллионов долларов. Автомобили «Формулы-1» способны развивать скорость более 370 км/ч на прямых участках и тщательно проектируются ведущими специалистами в отрасли. Их аэродинамика и маневренность остаются вне конкуренции, и каждый конструктивный элемент этих болидов прошел десятки многолетних итераций совершенствования и доработок.
«Формула-2», в свою очередь, считается промежуточной ступенью перед «Формулой-1» и предназначена для подготовки пилотов к высшему уровню. Болиды здесь менее мощные и используют унифицированные двигатели и шасси, что позволяет максимально уравнять шансы на победу и подчеркнуть талант пилотов. Как правило, скорость болидов «Формулы-2» не превышает 335 км/ч, что, впрочем, тоже сложно представить тому, кто привык к поездкам в городских условиях.
Начальная ступень профессиональных гонок, «Формула-3», предназначена для пилотов-новичков, которые стремятся отточить свои навыки и реакцию в безопасных условиях. В этой серии применяются еще более простые по своей конструкции болиды, также с унифицированными комплектующими, однако гонки зачастую проходят на тех же трассах, что и соревнования в рамках «Формулы-1» и «Формулы-2». Все это позволяет молодым пилотам привыкать к сложным поворотам и прямым профессиональных трасс, а также конкурировать за внимание команд «Формулы-1».
В последние годы особое распространение получила «Формула-E», которая представляет собой чемпионат электромобилей. Эта особая лига была основана в 2014 году, а гонки проходят на городских трассах, при этом участниками серии становятся как молодые таланты, так и бывшие пилоты «Формулы-1». Здесь болиды развивают не менее впечатляющие скорости, хоть и уступающие классической «Формуле-1», — более 320 км/ч.
Существует и «Формула-4», соревнования которой проходят на национальном уровне. Сами болиды хоть и напоминают своих собратьев из дивизионов повыше, однако не могут похвастаться мощными и технологичными двигателями. Например, перспективный российский болид «Формулы-4» получит 1,6-литровый мотор от Lada Vesta, а его максимальная скорость составит немногим более 200 км/ч.
Каждая из серий «Формулы» уникальна и предназначена для подготовки пилотов на разных этапах их карьеры — от первых шагов в «Формуле-4» до невероятных скоростей «Формулы-1» и динамики «Формулы-Е». Эти соревнования остаются неотъемлемой частью мирового автоспорта, привлекая миллионы зрителей по всему миру и становясь уникальной платформой для самых передовых технологических достижений в автомобильной отрасли.