Считается, что стеклоочистители для автомобилей придумала женщина. Некая Мэри Андерсон запатентовала дворники еще в начале XX века. С тех пор конструкция стеклоочистителей постоянно совершенствуется, порой забредая в разные крайности. От великого до смешного.
Верхние дворники
С самого начала стеклоочистители крепились не совсем в привычном месте. Если сейчас дворники «растут» из кромки кузова возле нижней части лобового стекла, то раньше они жили наверху. Кстати, до 1917 года все автомобильные дворники были механическими, то есть водителям приходилось вращать специальную ручку, чтобы стеклоочистители забегали по стеклу.
Лишь затем стали появляться вакуумные и электрические модели. Причем вакуумники работали от двигателя: больше оборотов, больше взмахов. Получалось, что на холостых дворники практически не двигались…
Тройные дворники
Столь привычный сегодня прерывистый режим работы дворников появился только в конце 60-х. Но еще раньше инженерная смекалка начала искать возможности расширить зону очистки лобовика. Первая идея была самой простой — увеличить количество щеток. Комплект из трех дворников можно было встретить на британских спорткарах середины прошлого века, вроде Jaguar E-type или MG Midget. Сегодня же тройняшки широко используются на грузовиках и автобусах.
Одиночные дворники
Иногда меньше — значит, лучше. Странно прозвучит, но порой одна щетка чистит лучше, чем две или даже три. Холостой, то есть очень одинокий дворник стоял, например, на «ЗАЗ-Таврия» и прекрасно справлялся с работой.
Самый же крутой сингл-блейд ставили на «мерседесы» в кузовах W201 и W124. Сложный алгоритм работы щетки на той же «ешке» (посмотри на видео!) выдавал феноменальный результат. Площадь очищаемой поверхности составляла 86% от всей площади лобового стекла. Белиссимо!
Циклические дворники
Это, конечно, извращение, но извращение, безусловно, симпатичное. Циклическую систему дворников для своих футуристических грузовиков придумал знаменитый немецкий дизайнер Луиджи Колани (нет-нет, он не итальянец, как привычно думает большинство). Получилось, как видишь, очень своеобычно.
С подводом воды
Первые дворники с брызгалками появились далеко не сразу, только в 50-х. Со временем инженеры догадались: стрелять по стеклу издалека не очень эффективно, гораздо лучше подводить воду или омывайку прямо на стекло. Так к дворникам стали приделывать маленькие трубопроводы или, если хочешь, трубопроводки.
Даже странно, что столь эффективная система (омывайки используются меньше, очищающий эффект выше) до сих пор не стала повсеместно популярной. Хотя дворники со встроенным водяным довольствием появилась давно (такие ставили еще, например, на старенький Peugeot 405), сегодня их встретишь не часто. Приятное исключение, например, Volvo S60.
С подогревом воды
А вот сложная и дорогая система подогрева стеклоомывающей жидкости, которую инженеры Mercedes-Benz долго и упорно создавали в конце 80-х, так и осталась невостребованной. В теории ее польза безусловна: очистить заиндевевший лобовик порцией тепленькой водички, конечно, здорово. Но куда дороже и сложнее оказалось подогревать стеклоомывайку в тесном подкапотном пространстве. В итоге инновацию спустили в унитаз.
Вообще без дворников
Ну а вот так, возможно, стеклоочистители будут выглядеть завтра. Ничего не видишь? Все правильно, дворников здесь и нет. Как и лобового стекла. Просто инженеры McLaren Elva точно рассчитали аэродинамику, и теперь поток воздуха обтекает кабину, защищая водителя пассажиров от шума, грязи и осадков. Звучит чудесно, если честно. Вот только верится с трудом…
И вот еще щепотка в твою копилку автомобильных знаний. Знаешь, почему грузовики иногда поднимают задние колеса во время движения? Сейчас узнаешь…