В безоблачном электрическом будущем автомобильные коробки передач в их привычном представлении превратятся в анахронизм и перестанут существовать, ведь электромобилям они попросту не нужны.
Но пока переход на электротягу не состоялся, мы все еще можем выбирать между гидромеханическими, бесступенчатыми, роботизированными или механическими коробками передач.
Можем переключать скорости рычагом, а можем — подрулевыми лепестками. У нас коробки с семью, восемью, даже девятью передачами, с гидротрансформатором, одним или двумя сцеплениями — сухими или мокрыми, но в целом все эти конструкции плюс-минус одинаковы.
История, однако, знала несколько совершенно неординарных, причудливых и даже слегка безумных коробок передач. И мы вам о них расскажем.
14 передач Suzuki
Спортивный мотоцикл Suzuki RK67 вышел на рынок в далеком 1967 году. Его 50-кубовый 2-цилиндровый рядный моторчик выжимал 17,5 лошадиных сил на 17 300 оборотах в минуту.
Поскольку диапазон оборотов максимальной мощности был довольно узким, мотору понадобилась трансмиссия аж из 14 передач. Если не утомиться от постоянных переключений скоростей, на спортбайке можно было разогнаться до 176 км/ч.
Lenco и рычаги
Одна из самых хитроумных коробок передач представляет собой набор планетарных редукторов в одном корпусе, что само по себе не уникально. Но главная ее фишка заключалась в том, что для включения каждой передачи был отдельный рычаг!
Эта технология родом из 1970-х появилась на свет в мире дрэг-рейсинга и гоночных лодок, постепенно эволюционировав от трех до шести скоростей.
Две передачи от Brinn
Некогда популярная гоночная коробка располагала всего двумя передачами. Первая нужна была для того, чтобы тронуться с места, а вторая была прямой, чтобы ехать.
Почему так мало? Такая конструкция существенно уменьшала массу и момент инерции, а заодно повышала надежность, что для гонок тоже довольно важно. Масса коробки передач без учета жидкости составляла всего 23 кг.
Toyota и не вариатор eCVT
Хотя над Toyota Prius обычно принято подшучивать, этот самый популярный в мире гибрид примечателен весьма необычной трансмиссией. Хотя производитель называет коробку передач eCVT, что намекает на вариатор, на самом деле это не так.
В тойотовской коробке нет шкивов, ремня или цепи, зато есть планетарная передача с одним передаточным числом. Крутящий момент от мотора распределяется между солнечной и коронной шестернями, тягу регулирует электронный блок управления при помощи пары электромоторов.
Цепи от Frazer Nash
Переключение передач с помощью цепи? Напоминает велосипед, и неспроста: в такой коробке в автомобилях марки Frazer Nash в 1920-х годах вместо зубчатых шестерней для передачи момента тоже использовался цепной привод.
Звучит необычно, но у такой конструкции были свои плюсы: цепная трансмиссия была намного легче обычной и обладала меньшими потерями на трение. Но, увы, со временем цепь растягивалась.
Преселекторные коробки
Первые коробки передач с преселекторным (не путать с преселективным!) механизмом появились еще в 1930-х годах и получили широкое распространение от легковых автомобилей до гоночных болидов.
Чтобы включить нужную передачу, нужно было предварительно выбрать ее рычагом, а уже затем нажимать педаль сцепления. Преселективные же коробки — это современные и весьма широко известные полностью автоматические конструкции с двумя сцеплениями наподобие фольксвагеновской DSG.
Honda и 10 передач
Легенда гласит, что при разработке мотоцикла CB900C в начале 1980-х Honda никак не могла определиться с трансмиссией: половина потенциальных покупателей из фокус-группы настаивала на более коротких передачах для резвой динамики, а другая половина — на более длинных для комфортного движения по шоссе.
В итоге японцы плюнули и решили сделать и то и другое. В одном корпусе. Как? Это напоминает коробку передач на грузовиках, где есть так называемый делитель. Передач здесь тоже на самом деле пять, но каждая состоит из двух диапазонов. Игра не стоила свеч: конструкция получилась слишком сложной, коробка — тяжеленной и с чудовищными потерями мощности.
Volkswagen и его Autostick
В 1968 году компания Volkswagen выпустила одну из самых интересных полуавтоматических коробок передач. Конструктивно она была почти аналогична механической трансмиссии, но у сцепления был вакуумный привод, который отключал его при касании рычага переключения передач.
Когда водитель включал передачу и отпускал рычаг, сцепление включалось снова. А еще в корпус этой коробки втиснули гидротрансформатор, который позволял передвигаться на холостых оборотах.
Saxomat и две педали
Коробка передач немецкой фирмы Fichtel & Sachs выпускалась в 1950-1960-х годах и устанавливалась на целый ряд европейских автомобилей: Opel, Fiat, Saab, Volkswagen и многие другие.
Прежде всего она разрабатывалась для ветеранов Второй мировой, потерявших на войне ногу. У такой трансмиссии было только две педали, несмотря на пару однодисковых сцеплений в коробке. Они управлялись пневмоэлектрическим приводом, как только водитель касался рычага.
DAF Variomatic
Если вы терпеть не можете вариаторы, то знайте: первым коммерчески успешным образцом этой бесступенчатой трансмиссии был нидерландский Variomatic в 1958 году. Даже сейчас, спустя 66 лет, конструкция вариатора принципиально не изменилась: это все те же два шкива и ремень либо цепь между ними.