Прежде чем говорить о перспективах автомобильного рынка, давайте пройдемся по текущей ситуации. Что сейчас продают и насколько уже выросли цены?
Что происходит у дилеров
У каждого дилера сейчас своя политика, но большинство их не продают сейчас новые машины. У некоторых они просто кончились. Иностранные заводы приостановили отгрузку, и не потому, что уходят из России, а потому, что нет ясности с ценами. Но про заводы чуть позже.
Перед тем как остановить торговлю, дилеры Toyota продавала автомобили сначала на 15, а потом и на 25% дороже. Дилеры Mercedes-Benz просто подняли на все машины, включая предоплаченные, цену на 20%. Некоторые дилеры Nissan даже отказывались отдавать в первых числах марта предоплаченные автомобили, требуя доплату до 50%. А продавцы новых BMW умножили ценник на два.
Дилеры Haval условно функционируют, принимая заказы и предоплату, но с открытыми ценой и датой поставки.
Продолжают (или продолжали до недавнего времени) работать дилеры Hyundai и Volkswagen, подняв цены в среднем на 30%. Южнокорейские автомобили пока остаются на нашем рынке, но поставки приостановлены. Насчет VW — неясно.
Зато можно приобрести UAZ Patriot за 2 495 000 рублей. Есть у дилеров и Lada Vesta. Модификация SW Cross в максимальной комплектации обойдется в 1 513 000 рублей, и это рекомендованная производителем цена.
Производство автомобилей в России
Конечно, увереннее всего себя чувствуют сейчас китайские бренды. Поставки они приостановили, но до выяснения ситуации. Они готовы продолжать бизнес. Например, завод Haval на станции Узловой, что под Тулой, работает на полную мощность.
Завод «ПСМА Рус», на котором собирают Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi, функционирует в штатном режиме. Хотя рано или поздно у них встанет проблема с поставками комплектующих.
Заводы, собирающие Renault в Москве и Тольятти, пока стоят из-за проблем с логистикой. Производство автомобилей Lada в Ижевске приостановлено, в Тольятти сейчас работает конвейер по сборке автомобилей Niva. Пресс-служба «АвтоВАЗа» давать комментарии отказалась.
У BMW закончился срок соглашения о крупноузловой сборке на «Автоторе», и в феврале баварцы подписали соглашение о переходе на сборку полного цикла BMW X5, X6, X7 и седанов 5-й серии. Но теперь, разумеется, инвестиций в российское производство не будет.
Mercedes-Benz остановил производство завода по сборке легковых автомобилей под Зеленоградом.
Остановлен и российский выпуск автомобилей Volkswagen. Прекращена сборка Toyota под Санкт-Петербургом, а вот завод Nissan пока работает.
Так что будет с ценами на автомобили?
Уверенные заявления на тему цен в текущей ситуации — гадание на кофейной гуще. Дело ведь не только в курсе рубля, но и в логистике. Многие транспортные компании остановили поставки в Россию. И тем не менее наш оптимистичный сценарий таков: рост цен после стабилизации ситуации — примерно на 30%. Умеренно оптимистичный прогноз — рост цен на 50%. Стоит ли сейчас покупать импортный автомобиль с такой наценкой? На 30% выше старых цен — точно да. Как бы ни обеднел российский покупатель, продавать нам машины себе в убыток никто не будет. Похоже, придется придется пересаживаться на автомобили поменьше и поскромнее. И беречь те, что есть.
Что будет с запчастями?
Что касается обслуживания и ремонта, то серые дилеры уже налаживают альтернативные каналы поставки запчастей через ОАЭ. Арабы смотрят на наш рынок с интересом и готовы помочь с деталями на любые, в том числе европейские, бренды. Разумеется, все будет дороже, включая ТО. Даже импортное моторное масло уже сильно поднялось в цене, и сервисы стоят в очередь, закупая впрок оптом. Хотя ты можешь запастись им и сам, прикупив канистру-другую на пару ТО вперед.