Что нужно знать о ядерном оружии на орбите: 8 вопросов

Правда ли, что можно отправить ядерное оружие в космос, чтобы уничтожать там вражеские спутники или при случае даже ударить по Земле? Как раз в чем-то подобном Россию в очередной раз заподозрили американцы.

15 февраля 20243

А что случилось?

Американский телеканал ABC, ссылаясь на собственные источники, рассказал, что конгрессменам якобы стало известно о неких планах России разместить ядерное оружие в космосе. В результате председатель комитета Палаты представителей по разведке Майк Тернер объявил о проведении сегодня закрытого брифинга по «серьезной угрозе национальной безопасности».

Американская разведка уточнила, что потенциальной целью такого оружия станут спутники, а не объекты на Земле, однако это все равно «очень тревожная и чувствительная информация». Спикер Палаты представителей Майк Джонсон на всякий случай призвал американцев не паниковать и пообещал, что поводов для тревоги у простых граждан нет. Но давайте не будем верить ему на слово и попробуем разобраться в этой теме.

Ядерный взрыв в космосе — это вообще реально?

Взрывов далеко за пределами земной атмосферы и магнитосферы до сих пор не проводилось, а вот чуть ниже — очень даже немало. Например, ядерную бомбу на большой высоте — 170 км — первыми взорвали американцы в 1958 году. А позже они устроили еще два космических взрыва на разной высоте — 300 и 800 км — для сравнения поражающих факторов. СССР устроил первый ядерный взрыв в космосе чуть позже, в 1961 году, это был заряд мощностью 1,2 килотонны на высоте 150 км. Затем высоту увеличили вдвое — до 300 км.

Через год ученые вывели в космос боеголовку мощностью 300 килотонн и успешно взорвали ее, после чего американцы решили взять реванш и в 1962 году устроили взрыв заряда мощностью 1,44 мегатонны на высоте 400 километров над Тихим океаном.

Вдохновившись результатами эксперимента, в США занялись подготовкой похожего взрыва на высоте 1000 км, затем, правда, передумали и подорвали заряд мощностью всего 7 килотонн на высоте 147 км. В 1962 году СССР провел серию испытаний под кодовым названием «Операция К»: боеголовки мощностью от 1,2 до 300 килотонн подорвали на высоте от 59 до 300 км над поверхностью Земли.

Последний взрыв, который можно назвать более-менее космическим, устроили американцы в ноябре того же года в рамках проекта Kingfish: заряд мощностью 410 килотонн подорвали на высоте 97 км.

Freepik

Ядерное оружие на орбите — что это такое?

Ядерный взрыв в космосе выглядит совершенно иначе, чем на Земле. Чем ближе к поверхности планеты подрывают бомбу, тем заметнее будут последствия взрыва, потому что в нем будет участвовать больше разреженного воздуха, а магнитное поле Земли захватывает заряженные частицы — продукты взрыва — и заставляет их двигаться определенным образом.

При ядерном взрыве в космосе продукты реакции должны пройти значительное расстояние, прежде чем на них подействуют окружающие условия. Короче, никакого «гриба» в космосе не будет — только яркая вспышка, оставляющая облако испарений, которое расширяется со скоростью несколько тысяч километров в секунду и быстро исчезает. Почти вся энергия такого взрыва будет рассеяна в виде невидимых глазу рентгеновских лучей.

Зачем нужно ядерное оружие на орбите?

В интересах военных, конечно. Например, в ходе эксперимента Argus американцы проверяли теорию о том, что мощнейшее электромагнитное излучение может стать отличным способом выводить из строя электронику в ракетах потенциального противника. Ну, сами понимаете, какого. Испытания прошли успешно. Как выяснилось, импульс действительно приводит к масштабным сбоям в системах связи и электронных компонентах всех приборов, при этом не вызывает никаких разрушений на Земле.

Эксперимент Starfish Prime оказался намного масштабнее с точки зрения последствий: на Гавайях, на расстоянии 1500 километров от эпицентра взрыва, под воздействием электромагнитного излучения вышли из строя 300 уличных фонарей, телевизоры, радиоприемники и другая электроника. Но главное, что взрыв повлиял на космические аппараты: три спутника были сразу выведены из строя импульсом, а из-за огромной концентрации заряженных частиц еще у семи спутников вышли из строя солнечные батареи и электроника. В общей сложности взрыв так или иначе вывел из строя треть всех космических аппаратов, находившихся на низких орбитах в момент взрыва.

Ядерное оружие на орбите — это вообще законно?

К счастью, уже нет. «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», или просто «Договор о космосе», подписан США, Великобританией и СССР 27 января 1967 года и вступил в силу 10 октября 1967 года.

Сегодня участниками этого межправительственного договора являются более сотни стран. Документ определяет основные правовые рамки международного космического права и напрямую запрещает размещать любое оружие массового уничтожения на орбите Земли, Луне или любом другом небесном теле, в том числе на станции в космическом пространстве.

А есть ли смысл в ядерном оружии на орбите?

Вряд ли. Если говорить про уничтожение спутников в качестве цели, то применять для этого ядерные заряды попросту бессмысленно. Вдобавок все космические аппараты уязвимы перед космическим мусором. Например, межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками находятся в защищенных и охраняемых шахтах, а не болтаются в космическом пространстве.

В этом случае их довольно просто вывести из строя либо физически, либо с помощью радиоэлектронного воздействия. Если же размещать ядерное оружие в космосе для ударов по объектам на Земле, то успех этой затеи крайне маловероятен. Ракета наземного базирования может стартовать в любое время и при этом нацелена на любой заранее выбранный объект.

Космические аппараты постоянно находятся в движении, их невозможно заранее нацелить — требуется постоянная корректировка по объекту поражения. Подобной системы динамического управления до сих пор не существует, и это пока ставит точку на теоретической милитаризации космоса.

Freepik

Насколько ядерное оружие на орбите безопасно?

Даже если представить, что кто-то все-таки решил разместить ядерный заряд в космосе, это будет откровенно небезопасно. На орбите хватает космического мусора, который может повредить боеголовку, а отслуживший свой срок гипотетический спутник с боезарядом нужно сводить с орбиты, после чего он сгорит в атмосфере и с большой долей вероятности устроит радиационное заражение местности из-за механического разрушения. Вопреки опасениям, взрыва при этом не будет из-за отсутствия детонации, но радиоактивные элементы из разрушенной боеголовки крайне опасны.

Что об этом говорят в России?

Пресс-секретарь президента прокомментировал информацию о размещении Россией ядерного оружия в космосе с нескрываемым скепсисом. Как сообщает «Коммерсантъ», Дмитрий Песков уличил американское правительство в интригах. «Я никак не могу это прокомментировать. Давайте дождемся этого брифинга, будет ли какая-то информация. Но очевидно, что Белый дом пытается правдами или неправдами подвигнуть Конгресс на голосование по законопроекту о выделении денег, это очевидно. На какие уловки будет Белый дом пускаться — посмотрим», — сказал он журналистам.