Что такое гонки беспилотных болидов?
Лигу автономных гонок Абу-Даби (A2RL) учредила компания Aspire, подконтрольная Совету по исследованиям в области передовых технологий Абу-Даби (ATRC). Она приглашает к сотрудничеству международные университетские команды, квалифицированных ученых, инженеров и программистов, чтобы сообща заниматься разработкой и внедрением передовых технологий в гоночные автомобили.
В отличие от любой гоночной серии, той же «Формулы-1», в A2RL все машины абсолютно одинаковы с технической точки зрения. Отличаются они только программным обеспечением, которое и управляет болидом, — каждая команда разрабатывает собственный алгоритм.
Организаторы гонок обещают, что зрители получат доступ к технологиям смешанной реальности, что позволит им при помощи AR-гарнитуры очутиться в кабине болида и виртуально «прохватить» по трассе.
Какими гонки беспилотных автомобилей были раньше?
A2RL — это уже не первая попытка организовать гонки беспилотных автомобилей. Пожалуй, самая известная из них — Roborace, которая стартовала в 2017 году, но уже в 2022 году она была закрыта, так и не превратившись во что-нибудь интересное.
«Робогонки» тоже представляли собой состязания беспилотных электрических болидов, которые по «железу» были абсолютно одинаковыми: стандартное шасси с набором камер, радаров и лидаров. Отличия заключались только в софте.
Вот чем Roborace были хороши, так это дизайном автомобилей. Организаторы учли одну простую вещь: если это гонки беспилотников, то делать автомобиль похожим на обычный нет никакого смысла.
Автономный болид Robocar первого поколения выглядел невероятно футуристичным! У него не было кабины, только колеса и аэродинамические элементы для снижения подъемной силы и стабильности в быстрых виражах, ведь машина разгонялась до 320 км/ч.
Почему гонки беспилотных болидов обречены?
Даже несмотря на эффектный внешний вид гоночных беспилотников, едва ли когда-нибудь эти соревнования смогут потягаться в популярности и зрелищности с обычными автогонками — с настоящими пилотами за штурвалом. Почему? На это есть как минимум три причины.
Это технологии очень отдаленного будущего.
Автопроизводители обещают внедрить автопилоты уже много лет, но пока все системы автономного вождения оставляют желать лучшего. Едва ли на нашем веку на дорогах появятся автомобили без руля и педалей: вождение автомобиля все еще слишком сложный и непредсказуемый процесс, чтобы полностью отдать управление компьютеру. Спланировать все ситуации невозможно, поэтому автопилоты до сих пор устраивают аварии, даже спустя миллионы пройденных на испытаниях километров.
Это чертовски скучно.
Конфигурация и все остальные параметры трассы известны заранее, так что программисты могут написать алгоритмы для прогнозирования износа шин, расчета сцепления с дорогой, оптимальной скорости движения. Программа подскажет, как сэкономить топливо с учетом направления ветра или даже облачности. Но разве это достаточно интересно, чтобы приковать к экранам миллионы фанатов? Вряд ли.
Никто не хочет наблюдать за совершенством.
Лучшие в мире гонки — это отнюдь не самый шустрый пилот на быстрейшей машине в идеальных погодных условиях. Это всегда интрига, везение, неудачи и ошибки. Если фрагмент компьютерного кода может рассчитать самую быструю траекторию по треку и проехать один и тот же круг 50 раз, то что в этом интересного? Примерно так же увлекательно было наблюдать за Максом Ферстаппеном в прошлом году, когда пилот установил рекорд «Формулы-1» по количеству побед подряд — 10! И неудивительно, он был поистине безупречен. Но есть один нюанс.
Чем полезны гонки беспилотных автомобилей?
На самом деле соревнования беспилотных болидов — это не только новый вид спорта, но и отличная платформа для исследований и разработок в области технологий автономного вождения. С помощью этих состязаний ученые могут тестировать и совершенствовать свои алгоритмы в ситуациях, которые невозможно воспроизвести иным способом.
Возможно, гонки беспилотников помогут внедрить полноценный автопилот на серийных автомобилях на пару лет раньше. Не то чтобы мы были очень этому рады, но факт есть факт.