Когда в 1990-е в России появились первые автомобили с автоматическими коробками передач, про них рассказывали ужасы. Сводились они примерно к тому, что ремонт АКП чудовищно дорог, чинить умеют считанные по пальцам сервисы, а сломать такую коробку — проще простого, стоит побуксовать немного, и все.
Потом к «автоматам» все как-то привыкли, они перестали быть пугалом, но зато появились вариаторы. Ужасы рассказывали уже про них: и машина с ними не разгоняется, и ремни в них рвутся, и буксовать с ними нельзя. Считалось общим местом, что вариатор — зло. Но теперь их используют массово, и вроде свою адскую сущность они как-то научились скрывать.
Рынок новых машин у нас нынче предлагает небольшой ассортимент, да и с запчастями все как-то санкционно. Так что вопрос о правильном выборе конфигурации при покупке подержанной машины встает остро.
Может быть, кстати, ты заметил, что в последнее время в статьях про автомобили пишут и АКП (МКП), и АКПП (МКПП). Это священная борьба реформаторов и ретроградов. Первые говорят, что автоматическая (механическая) коробка передач — это АКП, и нечего огород городить. А вторые — что в советской технической литературе писали «коробка перемены передач», отсюда и две П. Мы выше этих споров и пишем АКП исключительно потому, что нам лень набирать лишнюю П.
Сказки о крепкой «механике»
Понятно, что «механику» ты, живя в большом городе, для единственной повседневной машины выберешь вряд ли. И вроде бы о МКП в этом сравнении вообще можно было бы не упоминать, если бы не забавное заблуждение о ее более высокой надежности.
Во-первых, все зависит от конкретной модели: попадаются автомобили с врожденными болячками. Например, на Ford Focus первого и второго поколений ставили крайне неудачную МКП IB-5. Во-вторых, к МКП прилагается сцепление, которое у неопытного водителя горит на бездорожье, а у слишком острожного быстро выходит из строя в городе.
Плюс корзина сцепления, выжимной подшипник, гидравлический привод — элементов, которые могут отказать в самый неподходящий момент, у «механики» хватает. Обслуживать и ремонтировать ее проще и дешевле, это правда. Но огульно утверждать, что МКП надежнее, не стоит.
Колокол звонит по электронике
Один только вид классического гидромеханического «автомата» внушает уважение. Здоровенный агрегат, внешне напоминающий колокол — понятно же, что там внутри все надежно! Так оно и есть. Но кроме механической составляющей у современного «автомата» есть еще и мозги. Много мозгов! И целое ведро датчиков. Небольшой сбой электроники, и коробка переходит в аварийный режим. Причем сбой может случится от резкого сотрясения — ехали, тряхнуло, что-то где-то перемкнуло. Понятно, что это редкий случай. Однако не невероятный.
Что касается сказок о том, что «автомат» легко убить длительной пробуксовкой, то тут все просто. Пришлось буксовать — делай это на фиксированной передаче. Ну и с ремонтом «автоматов» нынче попроще. На большинство моделей можно купить восстановленную коробку, а свою сдать в зачет ее стоимости.
Трансформация зла
Принцип работы вариатора прост — вместо шестеренок всего пара конусов и перемещающийся по ним ремень. Раньше ремни и правда рвались. По этой причине вариаторы использовали только с маломощными моторами. А потом ремни стали стальными, пластинчатыми, и все поменялось. Если вовремя менять масло в вариаторе, то в среднем служит агрегат также долго, как «автомат» или «механика». При этом он легче АКП и экономит горючее.
Электроника в вариаторе тоже есть, но ее существенно меньше. Часть ее следит, чтобы вариатор не перегрелся и при необходимости придушивает мотор, не давая буксовать. Впрочем, тут все тоже зависит от модели. На правильных внедорожниках встречаются грамотно настроенные вариаторы, которые в разумных пределах пробуксовку допускают. Ну и нынче клиноременная трансмиссия позволяет имитировать наличие передач, так что буксовать тоже можно на как бы первой или как бы второй ступени.
И ресурс вариатора в наши дни не меньше, чем у гидромеханических АКП — 200 — 300 тыс. км. Что касается эксплуатации, то тут все зависит от настроек. Некоторые модели с вариатором и правда выдают больше шума, чем динамики, но это встречается все реже. И в целом из всех вариантов трансмиссий на современных автомобилях вариатор, по нашему опыту, не только самый простой, но и самый приятный на ходу. Так что если плясать от трансмиссии, выбор очевиден. То, что раньше считалось злом, теперь самое что ни на есть добро. А вот «роботы» — ересь и зло! По крайней мере, ближайшие 5-10 лет.
А самые надежные механизмы, конечно, швейцарские
Как, например, в этих мужских золотых часах от отечественного производителя
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru