Как стало известно, серийно выпускать ЛМС-901 «Байкал» начнут не раньше 2025 года. Завод для сборки этой модели начинают строить в Комсомольске-на-Амуре только сейчас, в декабре 2023 года, и планируют сдать к лету 2025-го. Объем производства составит 20 машин в год.
Работу над самолетом ЛМС-901 «Байкал» начали еще в 2019 году. В августе того года Минпромторг объявил конкурс, который выиграло ООО «Байкал-инжиниринг» — дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).
В отличие от легендарного Ан-2, «Байкал» будет высокопланом, то есть его оснастят одним крылом, размещенным сверху. За счет этого он будет весить меньше — 2040 кг против 3400-3690 кг у Ан-2, летать быстрее — максимальная скорость составит 300 км/ч вместо 190 км/ч у Ан-2, потреблять меньше топлива — насколько меньше, покажут летные испытания с отечественным двигателем.
Первоначально на ЛМС-901 «Байкал» планировали устанавливать импортный двигатель, а когда-нибудь потом заменить его отечественным (или никогда). Но сейчас вариантов нет: машина получит российский мотор. Им станет ВК-800СМ, разработанный УЗГА. Производить ВК-800СМ будут на УЗГА, сертификация запланирована на 2024 год.
В качестве одного из основных плюсов «Байкала» в 2019 году называли оснащенность современной авионикой, то есть бортовой электроникой. Как заявил главный конструктор компании «Байкал Инжиниринг» Вадим Дёмин еще в 2021 году, вся авионика самолета будет российской.
Сделан ЛМС-901 «Байкал» преимущественно из алюминия — модные нынче композитные материалы сложны в изготовлении и требуют импортного оборудования. Хотя вот композитные крылья для МС-21 научились делать, и станки отечественные для этого уже появились.
Максимальная дальность полета «Байкала» составит 3000 км. А дальность полета с полезной загрузкой в 2000 кг — 1500 км, что тоже неплохо.
Пассажировместимость «Байкала» — 9 человек. Но тут все упирается в законодательные ограничения для одномоторных самолетов, больше просто нельзя.
Высота салона «Байкала» — 160 см. И пол в нем, когда самолет стоит на земле, расположен наклонно. А вот площадка перед дверцей, наоборот, горизонтально — для удобства посадки-высадки.
Последняя версия цены ЛМС-901 «Байкал», озвученная летом 2023 года, выглядела как 280 млн руб. А в 2019 году, на момент завершения конкурса, — 120 млн руб. Отсюда вопрос: а может, разумнее было выпуск «кукурузника» возродить? Как мы писали в статье про Ан-2, установка на него турбовинтового двигателя ТВД-20 обходится примерно в 25 млн руб. За полный капремонт Ан-2, после которого самолет можно эксплуатировать еще 6 лет, просят 5 млн руб. И вот на практике мало кто из эксплуатантов был готов выложить 25 млн руб. за относительно современный двигатель, люди предпочитали капиталить старый, прожорливый.