Современный водитель привык в любой непонятной ситуации вызывать эвакуатор. Но иногда все-таки бывает, что автомобиль с автоматической коробкой приходится буксировать. Например, зимой за городом, в мороз, — хотя бы до ближайшей заправки с теплым кафе. Или летом из леса до того места, куда может доехать эвакуатор. В общем, всякое бывает. Давайте попробуем разобраться, чем это чревато и почему — в зависимости от того, какой тип автоматической трансмиссии установлен на автомобиле.
Гидромеханический автомат: чем больше передач, тем хуже
С традиционными «автоматами» вроде все понятно: даже при нейтральном положении селектора КП в коробке вращается большинство деталей. А еще там очень много масла — по сути, это рабочее тело агрегата. Только при буксировке это не спасает: давление масла поддерживает насос с приводом от двигателя. Но все-таки масла в коробке много, и, если необходимо осуществить буксировку, инструкция обычно допускает это при соблюдении трех условий:
коробка в «нейтрали»;
скорость не выше 50 км/ч;
расстояние не более 50 км.
Однако у современных 8-9-10-стпуенчатых трансмиссий компоновка такая плотная, что без давления масла они перегреваются очень быстро. Буксировать их в принципе не рекомендуется! Так что читайте инструкцию, и лучше — заранее.
Вариатор? Лучше без троса
В свое время вариаторы не любили, как сейчас не любят «роботов». С тех пор все поменялось, но осталось неизменным одно: при заглушенном двигателе масляный насос вариатора не работает. Это значит, что и первичный, и вторичный валы вращаются на сухую и перегреваются. Гибнут и сами валы, и подшипники. Так что буксировка автомобиля с вариатором возможна только при работающем двигателе. То есть в довольно редких ситуациях.
Слава «роботам»!
У роботизированных коробок — по сути, «механики», в которой передачи за вас переключает компьютер, — масса и плюсов (как минимум, экономичность), и минусов. И присутствующие в их конструкции сцепления не всегда надежны, и работают они не всегда плавно. Правда, на современных машинах все давно не так, но осадочек остался. Однако в плане буксировки автомобиль с «роботом» вроде бы проблем создавать не должен: ставишь его в «нейтраль» — и поехали. Увы, это справедливо только для «роботов» с одним сцеплением (они как раз не очень плавно работают).
А вот насчет «роботов» с двумя сцеплениями в интернетах полыхают холивары. Вопрос и правда сложный. Да и «роботы» бывают разными. Например, у 7-семиступенчатой DSG DQ200 сцепление сухое, а агрегаты — в масляной ванне. По идее — буксируй на здоровье. И вот некоторые владельцы VW Passat и Skoda Octavia с моторами 1.8 Turbo пишут на форумах: «Да все нормально, пацаны, буксировали меня как-то 1000 км, вообще без проблем».
Увы, другие DSG, и 6-, и 7-ступенчатые, имеют принудительную систему смазки, от двигателя. При длительной буксировке они имеют все шансы сломаться. Даже если коробка будет в «нейтрали», все равно как минимум первичный и вторичный валы вращаются. Однако там, видимо, все устроено немного прочнее, чем в вариаторах. Так что производители (тот же VW) в инструкции рекомендуют обращаться с таким «роботом», как с обычным гидромеханическим «автоматом». То есть селектором, поставленным на «нейтраль», со скоростью не выше 50 км/ч и на расстояние не далее 50 км/ч.