Сложно не заметить, что автомобили делятся не только по типам кузова и размерным классам, но еще на те, что считаются премиальными и не очень. История довольно запутанная, поэтому, если ты не понимаешь, чем условная Audi отличается от условной Skoda, мы сейчас попробуем объяснить.
Главное, что нужно запомнить: премиальность автомобилей — понятие не то чтобы эфемерное, но довольно условное. Ведь, согласись, Renault Logan справляется с базовой функцией автомобиля, то есть перемещением в пространстве, ничуть не хуже Rolls-Royce Phantom. Тогда откуда такая разница в цене?
Она состоит из нюансов. Как тех, что лежат на поверхности (габариты, мощность двигателя, уровень оснащения), так и скрытых. «Роллс» сообщает, нет, он буквально орет окружающим о статусе своего владельца. «Логан», впрочем, делает то же самое, просто статус тут совсем другой.
Демократичные бренды условно делятся на два подкласса: бюджетные и масс-маркет. Первые — самые доступные и самые незатейливые модели на рынке. К ним можно смело отнести продукцию таких брендов, как Lada, Datsun, а также некоторые модели Kia, Hyundai, Skoda, Volkswagen. Ошибкой будет ставить знак равенства между автомобилями бюджетного сегмента и неполноценностью.
Современные модели даже нижнего ценового диапазона — это продуманные, безопасные, качественные автомобили. Просто сравни типичный бюджетный седан 90-х вроде «Нексии» или вазовской «десятки» с нынешними «Солярисом», «Рио» и «Рапидом». Бюджетность здесь не только в уровне инженерии, сколько в ограниченных комплектациях, отделочных материалах, экономии на компонентах не первой необходимости вроде шумоизоляции или штампованных колес с колпаками вместо легкосплавных дисков.
Машины сегмента масс-маркет — самое распространенное племя. Сюда входят десятки брендов от «Опеля» до «Тойоты», от «Мазды» до «Пежо». Здесь можно встретить машины самых разных классов — от очень маленьких до самых больших, от экономичных до сверхбыстрых, от доступных до дорогих. Автомобили сегмента масс-маркет принципиально ничем не хуже более дорогих премиальных тачек.
Сравни Octavia и Audi А3. Обе машины построены на одной платформе, используют одни и те же моторы и коробки, кнопки в салоне и те зачастую одни и те же. Но разница в цене между ними примерно миллион. И не только в силу чуть более лучшей отделки салона, а в силу рыночного позиционирования. Так уж исторически сложилось.
Премиальные бренды — это территория, куда хотела бы попасть каждая автомобильная фирма. Хотя бы из-за доли прибыли с каждого проданного экземпляра. Вот только попасть сюда практически невозможно, все места давно заняты. Премиальных брендов не так уж и много. Четыре гиганта из Германии: Mercedes-Benz, BMW, Audi и Porsche. Еще японский Lexus. Представительство США — это традиционный Cadillac и, пожалуй, ворвавшаяся в высшее общество Tesla.
Существует еще с десяток брендов, которые сами себя называют премиальными, но, по сути, пока остаются в статусе претендентов: Volvo, Acura, Jaguar, Land Rover, Lincoln, Genesis, Infiniti, Alfa Romeo. Может быть, когда-нибудь и автомобили этих марок сделают столь желанные полшага вверх. А может, и нет… Впрочем, даже модели из второго премиального эшелона ценятся выше (и стоят дороже) любого бренда из сегмента масс-маркет.
Интересуешься автомобилями? Тогда зацени крутую коллекцию копировальных машин — тачек с позаимствованным дизайном.
Наконец, автомобильный олимп — это так называемые элитарные бренды. Сюда записываем Rolls-Royce, Bentley, Bugatti, Ferrari, Lamborghini, Aston Martin, Maserati. Здесь же место и единичным гиперкарам вроде Koenigsegg, Hennessey, Zenvo и им подобным. Настоящие небожители автомобильного мира, подавляющие все остальное технологиями, дизайном и ценой.
Все это, впрочем, весьма условное разделение со своими сносками. Случается, что некоторые модели бренда масс-маркет по престижу и статусу играют на одном уровне с премиумом, например VW Touareg или Toyota Land Cruiser. И это, помимо прочего, отличный повод для обсуждения во время пивной вечеринки.