Когда на мотоциклах появился «автомат»
Пожалуй, первенцем среди двухколесной техники можно считать мотороллер Ducati Cruiser образца 1952 года с гидромеханическим «автоматом». Из-за высокой цены продажи скутера не превысили нескольких тысяч экземпляров.
Такая же судьба постигла и японский скутер Honda Juno M85 1962 года — аппарат оказался слишком дорогим, а потому никому не нужным. Исключением можно назвать японский мотороллер Rabbit от Fuji Heavy Industries. «Кролик» дебютировал в 1947 году с обычной трансмиссией, но в 1963 году получил автоматическую коробку с гидротрансформатором и в итоге разошелся тиражом более 600 тысяч экземпляров.
Что касается мотоциклов, то пионером здесь однозначно была Honda, которая выпустила в 1976 году революционную модель CB750A Hondamatic с «автоматом». Интересную конструкцию в 1980 году предложила шведская компания Husqvarna: у модели 420A Automatic на каждую из четырех передач приходилось по центробежному сцеплению, а для переключения нужно было полностью отпустить рукоятку газа и повернуть ее снова.
В 1980-х клиноременный вариатор стал неотъемлемым атрибутом сначала японских, а затем и европейских скутеров.
Бывает ли автоматическая коробка на современных мотоциклах
В 2008 году Honda внезапно вернулась к гидромеханическим «автоматам» и представила мотоцикл DN-01. Аппарат получился довольно экзотичным, и публика его не приняла. Через два года он покинул конвейер.
На смену ему пришел спортивно-туристический байк VFR1200F с роботизированной коробкой передач DCT с двумя сцеплениями — впервые в истории мотопрома. Публике он, как говорится, «зашел», и позже на его платформе появился туристический эндуро VFR1200X Crosstourer.
В 2011 году дебютировало уже семейство среднекубатурных мотоциклов NC, где аналогичный «робот» DCT стал доступен в качестве опции, а в 2016 году «автоматизация» добралась до нового поколения легендарного туристического эндуро — Africa Twin.
Стараниями Honda 7-ступенчатый «робот» получила знаменитая модель Gold Wing, а затем и круизер Rebel. Собственно, и по сей день японская компания единственная из крупных производителей мотоциклов предлагает мотоциклы с автоматической трансмиссией.
А что остальные? Они выбрали другой путь: оставили механическую коробку передач, но добавили возможность полуавтоматического переключения без выжима сцепления. Только вместо механических тяг и электрических сервоприводов сегодня используется квикшифтер.
Почему «автомат» на мотоциклах не прижился
Байкеры не любят «автоматы» сразу по нескольким причинам. Автоматические коробки передач гораздо тяжелее «механики». На автомобиле лишние килограммы не особо заметны, а вот на мотоцикле они играют куда более важную роль.
К тому же мотоцикл гораздо более требователен к работе сцепления и переключениям передач, особенно когда речь идет о поворотах. Важно иметь возможность торможения двигателем и, например, быстро сбросить пару передач перед виражом. «Автомат» сложнее в конструкции и менее надежен, вдобавок и топлива расходует больше.
Ну и нельзя сбрасывать со счетов субъективные ощущения — все эти ударные переключения и толчки, без которых немыслимы стремительные ускорения и головокружительные обгоны.
Чем хороша автоматическая коробка на мотоцикле
Главным преимуществом «автоматов» является комфорт. Байкеру не нужно следить за оборотами мотора, постоянно переключаться с нижней передачи на высшую и обратно — коробка все делает самостоятельно.
Еще один плюс автоматической коробки — работа двигателя в более щадящем режиме, что положительно сказывается на его ресурсе. Наконец, новичкам так несравнимо проще ездить на мотоцикле.