Водород, как ни один другой элемент периодической таблицы Менделеева, внушает публике порцию страшилок масштабов ядерного гриба и зомби-постапокалипсиса.
Ну разумеется. Ведь первая ассоциативная связь со словом «водород» — это, конечно, водородная бомба, придуманная академиком Сахаровым. А где водородная бомба, там всегда вероятность «большого барабума». «Сегодня на ядерном полигоне в Семипалатинске прошли испытания…» и так далее и тому подобное.
Даже если забыть про будни холодной войны, нельзя обойти вниманием высокую взрывоопасную натуру водорода. Именно утечка водорода, в конце концов, стала причиной грандиозного пожара, уничтожившего дирижабль «Гинденбург» в 1937 году. Такие дела...
А теперь, вооружившись этими нехитрыми знаниями, известными каждому школьнику, давай зададимся простым вопросом: вот лично ты хотел бы ездить на водородном автомобиле? Ответ понятен, хотя отнюдь не нов.
На самом деле 130 лет назад такой же благоговейный ужас испытывали люди, когда слышали о перспективе поездки на бензиновом двигателе внутреннего сгорания. «Боже правый, но ведь он работает на энергии взрыва! О нет, только не это!»
Но пора уже забыть про средневековые суеверия и обратиться к фактам. Итак, я еду на новейшем водородомобиле Hyundai NEXO и мне ничуть не страшно. Стильный кроссовер, немного похожий на свеженький «Санта-Фе», бодро разгоняется в потоке.
В качестве силового агрегата Hyundai Nexo использует 120-киловаттный электромотор, в пересчете на привычные нам лошадиные силы выдающий 163 л.с. Вместе с тягой в 400 Нм и легкой конструкцией кузова Nexo, в отличие от предыдущего водородомобиля Hyundai iX35 FCEW, построен на специально разработанном шасси — этого вполне хватает для уверенного перемещения в пространстве.
Динамика у этого водородомобиля совсем не тошнотная — 9,5 секунды до сотни. При этом запас хода не чета даже самым продвинутым электрокарам — 800 км. На полную зарядку уходит всего 5 минут, а экологические бонусы Nexo сражают наповал. Ведь выхлоп такого автомобиля — чистейшая вода. Аш-два-о и ничего больше!
Дело в том, что сжиженный водород, которым заправлен Nexo, в специальных топливных элементах (fuel cells) на борту автомобиля взаимодействует с кислородом, в результате чего вырабатывается электричество. От него-то, собственно, и запитывается электромотор. Просто, гениально и вообще…
Остается один вопрос. Раз уж водородные автомобили настолько удобны, прогрессивны и экологичны, то почему они до сих пор такая редкая редкость? На первый взгляд, тачки на топливных элементах гораздо прогрессивнее и электромобилей, и традиционных машин с ДВС, не так ли?
Прогрессивнее и перспективнее — возможно, но сложностей хватает. И дело не только в суеверных представлениях простого обывателя об опасностях водорода, хотя они не настолько эфемерны, как хотелось бы. Есть и другие препятствия. Жидкий водород действительно довольно дорого хранить и транспортировать. Кроме того, заправочная инфраструктура для автомобилей на топливных элементах находится в зачаточном состоянии.
С другой стороны, все необходимое для ее создания у человечества уже есть. Тут важно помнить, что водород — самый распространенный элемент во Вселенной. В то время как аккумулятор, который бы обеспечивал запас хода в 800 км и не создавал проблем при утилизации, до сих пор не существует.
Кто же победит в войне автомобильных форматов будущего? ДВС, электричество, топливные элементы? Может статься, что водородомобили, такие как Hyundai Nexo, — теневые фавориты гонки за кошельками твоих детей и внуков.