Удивительная особенность промышленности СССР заключалась в том, что хорошие ракеты, танки и ядерные бомбы страна делать умела, а вот пылесосы, телевизоры и электробритвы получались не очень. Впрочем, далеко не все бронированная техника преклоняла колени перед отечественными инженерами и конструкторами…
В середине 80-х Госбанку СССР понадобился специализированный инкассаторский автомобиль с противопульным бронированием. Наличности приходилось возить много, а обычные «Жигули» и «Волги» так себе защита от вооруженного нападения. Сначала соответствующий заказ поступил во Всесоюзный НИИ стали. Тамошние специалисты быстренько упаковали в броню уазовскую «буханку», но на стрельбище машину превратили в решето. Отказ.
Тогда в Госбанке сменили стратегию. Наверное, правильнее всего было заказать необходимую партию уже готовых броневиков-инкассаторов. Просто, эффективно, надежно. Но доморощенные бухгалтеры быстро поняли: для обслуживания иномарок потребуется валюта. Поэтому решили броневики не покупать, а разрабатывать — с помощью зарубежных специалистов и на основе отечественной модели.
Выбор тоже оказался странным. Микроавтобусы в СССР выпускали только в Риге (РАФ) и Ульяновске (УАЗ). Казалось бы, простецкое, зато выносливое рамное шасси «буханки» вполне подойдет в качестве фундамента для бронеавтомобиля. Но выбор тем не менее пал на «рафик» с несущим кузовом. В его пользу говорили лишь чисто эстетические соображения. Зато теперь откликнувшимся на тендер компаниям — Fontauto (Италия), Labbe и Manufrua (Франция), Bedwas (Великобритания), Tiele и Ackermann-Freuhauf (Германия) — пришлось решать неразрешимую задачу.
Дело даже не в баллистической защите второго класса (защита от пистолетного патрона), а о том, что снаряженная масса машины не должна была превышать 2,7 тонны. Почему именно столько? Просто это был предельно допустимый вес серийного РАФ-2203. С повышенными нагрузками 95-сильный мотор от «Волги», а главное, фанерный пол микроавтобуса не справились.
Представляешь? У первого советского инкассаторского броневика был пол из фанеры. Это как танк из бумаги или проволочный «Железный человек». И да, по сути Госбанк просил невозможное. Это стало понятно по мере того, как участники тендера начали присылать готовые прототипы. Оставим в стороне все разговоры о дизайне и бронировании — главное, ни один из участников не уложился в отведенный лимит по массе.
Больше других перевесом страдал прототип немецкой Tiele — аж 3,5 тонны, а меньше всего за разрешенный лимит перевалила разработка итальянцев из Fontauto — только 37 лишних кило. Правда, до заказчика эта машина добралась на полгода позже, чем было обещано. Так что победителем признали прототип фирмы Labbe (+50 кг).
Французы получили оплаченный валютой заказ на 62 броневика. Диковинные бусики стали появляться на советских улицах в конце 80-х. Поначалу инкассаторы чуть ли не дрались друг с другом за право работать на «иномарке». Помимо необычного дизайна RAF Labbe был несравнимо комфортнее советской техники: усилитель руля, автономный отопитель салона, кондиционер. Но радость оказалась недолгой.
Перевес, которого так опасались с самого начала, все в итоге и испортил. Даже несмотря на то, что подвеску и ходовую бронированного РАФика французы усиливали комплектующими от фургонов Peugeot и Mercedes-Benz, машина не выдерживала нагрузки. Ведь к снаряженной массе инкассатора нужно было прибавлять вес экипажа и груз…
В итоге подвеска и рулевое рассыпались в труху, тормоза не могли эффективно останавливать машину, мотор от непосильных потуг перегревался, дверные петли проседали под массой бронированных панелей. Очень быстро из красиво украшенной витрины Госбанка автобусы RAF Labbe превратились в ветхие памятники расточительности и недальновидности. А впрочем, в первый раз, что ли…