За десятки лет существования старых добрых ремней безопасности некоторым категорически не нравилась их конструкция. Нет, в целом с ними было все нормально, а вот необходимость постоянно пристегивать и отстегивать их, видимо, утомляла настолько, что пришлось конструировать разные хитроумные приспособления.
Кто придумал автоматические ремни безопасности
Самое интересное, что за эксперименты с ремнями взялись отнюдь не помешанные не безопасности шведы из той же Volvo или, скажем, Saab. Технологию под названием ELRA (Elektrischer Rückhalteautomat — электрическое удерживающее устройство) придумала компания… Volkswagen.
Система впервые была анонсирована на модели Beetle в 1973 году, но по неизвестным причинам «Жук» ее не получил. Зато позже автоматические ремни появились на Golf, Corrado и Passat для американского рынка. Верхняя лямка такого ремня крепилась не на средней стойке кузова, как обычно, а на двери, причем на передней ее части, у приборной панели.
После включения зажигания ремень по специальной направляющей с помощью электропривода перемещался вдоль верхней кромки двери как раз до средней стойки. А в том месте справа от кресла, где обычно находится замок ремня, находилась катушка. Таким образом ремень оказывался примерно в том же положении, что и обычный «ручной».
А после выключения зажигания ремень под жужжание электропривода уезжал обратно к стойке ветрового стекла. Технологию оценили по достоинству ленивые американцы, которые решили взять ее на вооружение. Только замороченная немецкая конструкция оказалась для них слишком сложной, поэтому подверглась решительному упрощению.
Как работают автоматические ремни безопасности
На американских автомобилях 1980-х годов ремень никуда не перемещался. Он был просто прикручен к двери и при открывании вытягивался вместе с ней из катушки. Как это выглядело, можно подробно рассмотреть на примере седана Chevrolet Lumina. Удобно? Сомнительно…
Зачем были нужны автоматические ремни безопасности
Все дело в своеобразном американском законодательстве. Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) выпустило закон, который предписывал всем автопроизводителям в обязательном порядке оснащать свои модели системой пассивной безопасности, которая работала бы без вмешательства человека.
Конечно, самый простой пример — подушки безопасности. Но в конце славных 1980-х и начале лихих 1990-х они еще были большой редкостью, а производители не спешили внедрять дорогую и сложную систему SRS. В качестве легальной альтернативы подушкам можно было установить в автомобиль другую пассивную систему безопасности — автоматические ремни.
К слову, японские системы автоматических ремней по конструкции были ближе к немецким, чем к американским.
Куда пропали автоматические ремни безопасности
В итоге вся эта странноватая система существовала до 2000-х годов, после чего от нее решено было отказаться по соображениям безопасности, как бы иронично это ни звучало.
Дело в том, что верхняя лямка ремня неплотно прилегала к телу, а в случае применения электропривода не особо надежно фиксировалась в крайнем положении. Поэтому при столкновении ее срывало с креплений, и человека выбрасывало через ветровое стекло.
И это еще в том случае, если дверь после удара оставалась закрытой! А если ее замок оказывался поврежден и дверь распахивалась, то человека больше ничто не удерживало в кресле. Были и другие курьезные моменты. При определенных условиях ремень пытался задушить седока, а если открыть дверь слишком быстро, то ремень норовил захлопнуть ее.
В общем, скажем честно: едва ли автоматические ремни безопасности — это та вещь, по которой сегодня стоит скучать.