Самому уютному, милому и экологически ответственному транспорту, троллейбусу то есть, совсем скоро стукнет 145 лет. Чем не повод проверить свои знания о рогатом автобусе?
Факт № 1: троллейбус старше автомобиля
Невероятно, но факт. Считается, что первый в мире троллейбус еще в 1882 году сконструировал и успешно испытал немецкий инженер Вернер фон Сименс. Если ты думаешь, что это тот же самый господин, который основал всемирно известную фирму Siemens, то можешь угоститься пирожком за догадливость.
Как видно по снимку, «Электромот» герра Сименса не отличался затейливостью дизайна, тем не менее экспериментальная троллейбусная линия протяженностью чуть больше полукилометра доказала свою эффективность. Хотя первое регулярное троллейбусное сообщение появится только через два десятка лет, да и то не в Германии, а в Великобритании.
Факт № 2: двухэтажные троллейбусы раньше были нормой
Мы привыкли ассоциировать Великобританию вообще и Лондон в частности с красными двухэтажными автобусами. При этом мало кто слышал, что двухэтажными на Альбионе бывали и троллейбусы. Последний электрический даблдеккер выходил на линии еще в 70-х. Но что Англия, двухэтажные автобусы в свое время выпускались даже в Советском Союзе. Десять даблдеккеров ЯТБ-3 Ярославского автомобильного завода курсировали по Москве на рубеже 40-х годов.
Факт № 3: советский троллейбус из книги Гиннесса
Каждый, кто хотя бы мельком застал советскую эпоху, знает этот троллейбус. Вместе с «Луноходом» ЛиАЗ-677 этот ЗиУ-9 стал синонимом общественного транспорта СССР. Но знаешь ли ты, что эта модель Завода имени Урицкого — самый массовый троллейбус мира? Общий тираж всех модификаций ЗиУ-9 превысил 42 тысячи экземпляров. При этом простая и надежная «девятка» экспортировалась по всему миру, включая Грецию, Аргентину, Финляндию, не говоря уже про страны соцблока.
Факт № 4: громкие имена
Простительно, если даже будучи знакомым с ЗиУ-9, ты только сейчас услышал про Завод имени Урицкого. Впрочем, выпуском троллейбусов не всегда занимались только узкоспециализированные компании. Если покопаться в истории, то в списке производителей «рогатых» можно найти известные автомобильные бренды — например, FIAT, Škoda, Volvo и даже Alfa Romeo и Mercedes-Benz!
Факт № 5: самый длинный троллейбусный маршрут
Советский Союз может гордиться не только самым массовым троллейбусом мира, но и самым протяженным троллейбусным маршрутом на планете. Полностью он открылся еще в 1961 году. Конечные станции между Симферополем и Ялтой разделяли рекордные 96 километров. Всего на маршруте было предусмотрено 29 остановок, а дорога занимала без малого три часа. И это в один конец! Правда, в дальнейшем скорость движения самой длинной троллейбусной линии мира удалось повысить.
Факт № 6: московский троллейбус сдает позиции
В свое время СССР легко удерживал мировое первенство по протяженности троллейбусных линий. Причем самый обширный парк был именно в Москве: общая протяженность маршрутов превышала 600 км. Еще в середине 90-х московские троллейбусы перевозили свыше полутора миллионов пассажиров в год. Но в последнее время троллейбусы в столице активно заменяют автобусами и электробусами. Теперь Москва утратила первое место по протяженности троллейбусной сети не только в мире (новым рекордсменом стал Минск), но и в России (второе место после Санкт-Петербурга).
Факт № 7: не только для пассажиров
Грузовик с рогами выглядит как удачный фотошоп, но это реальность. В 2019-м шведская фирма Scania вместе с немцами из Siemens начала испытания грузовых троллейбусов. Если тесты окажутся успешными, то контактная сеть может появиться в правом ряду многих европейских магистралей.
Факт № 8: у троллейбусов есть стрелки
Тебя никогда не удивляло, что, несмотря на буквальную привязанность к проводам, троллейбусы при прохождении перекрестков поворачивают именно туда, куда хочет водитель, а не туда, куда получится? Секрет в том, что у троллейбусов, как у трамваев и поездов, тоже есть свои направляющие стрелки. Только расположены они не на рельсах, а на проводах.
В типичных для советского периода стрелках применялось так называемое управление по току. Если водителю нужно было повернуть направо при проезде стрелки, он выключал силовую цепь, а если налево, то, наоборот, включал. Вот и весь секрет.