Знаменитую «Чайку» ГАЗ-13 недаром называют самым стильным и красивым автомобилем в истории СССР. Автомобиль высшего класса, созданный для решения транспортных нужд советской номенклатуры, никогда не предлагался в открытой продаже. Безусловно, ореол недоступности только усиливал очарование «Чайки». Кстати, почему именно «Чайка», а, скажем, не «Ястреб», «Сокол» или «Черный ворон»?
Птица высокого полета
Созданный в конце 50-х для замены устаревшего ЗИМа (он же ГАЗ-12) новый ГАЗ-13 еще на стадии разработки разжился красивым именем. Легенда гласит, что инженеры ГАЗа так описывали рождение «Чайки»: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Правильно, чайка. Так и у нас: „Волга“ (ГАЗ-21), а над ней — „Чайка“ (ГАЗ-13)».
Пламенный мотор
Для новой «Чайки» на ГАЗе сконструировали совершенно новый двигатель. Бензиновая V-образная «восьмерка» рабочим объемом 5,5 л в базовой версии развивала 195 л.с. Вполне себе результат для конца 50-х! Правда, из-за автоматической коробки и высокой снаряженной массы — минимум 2100 кг — разгон до сотни все равно был не особо впечатляющий: 20 секунд. Зато в дальнейшем мотор «Чайки» использовали на грузовиках, автобусах и даже бронетранспортерах.
Слизали или не слизали?
Совершенно роскошный для 1959-го дизайн «Чайки» сразу наталкивает на мысль, что внешность машины старательно срисовали с зарубежных аналогов. И в целом эти сомнения не на пустом месте. Достаточно посмотреть на кабриолет Packard Caribbean и Lincoln Capri 1956 модельного года, чтобы увидеть знакомые мотивы. Впрочем, дизайнер Лев Еремеев, работавший, кстати, и над обликом «Волги» ГАЗ-21, не столько скопировал, сколько переосмыслил стилистические тенденции того времени. Так что в данном случае вопрос, слизали или не слизали, каждый решает для себя сам.
Оснащение — топчик
Предназначенная для представителей советского истеблишмента, «Чайка» была не только элегантна, но и хорошо оснащена. Между прочим, ГАЗ-13 стал первым отечественным автомобилем не только с электрическими стеклоподъемниками, но даже с кнопочным управлением «автомата». Кроме того, «Чайка» оснащалась гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электроприводом антенны и дополнительными откидными сиденьями среднего ряда — «страпонтенами».
Не только седан…
Мы привыкли к «Чайке» в форм-факторе классического четырехдверного седана. Но помимо этого ГАЗ-13 выпускали и в виде кабриолета с электроприводом складного мягкого верха и без дверных рамок. Столь стильная «Чайка» все чаще работала парадным автомобилем. По некоторым данным, кабриолетов ГАЗ-13Б было изготовлено не более 15 экземпляров.
И не только кабриолет…
Другую редкую версию «Чайки» с кузовом «универсал» поштучно выпускали на мощностях Рижской автобусной фабрики (РАФ). Естественно, стильные, вместительные и статусные вагоны делали не на продажу, а в качестве карет скорой помощи для 4-го управления Минздрава СССР. Оборудованные носилками и выкрашенные в строгий черный машины ГАЗ-13С («Санитарный») часто можно было видеть во дворах номенклатурных домов по Кутузовскому проспекту.
Кстати, читай: «17 советских автомобилей, среди которых ни одного советского».
«Чайка» для тети Вали
Пусть ГАЗ-13 предназначался не для продажи, а для обслуживания советских чиновников, но в отдельных случаях «Чайка» попадала и в руки частных лиц. Топовые газовские седаны дарили главным знаменитостям страны: балерине Галине Улановой, писателю Михаилу Шолохову, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Причем, как утверждается, седан Валентины Владимировны был выкрашен не в черный, а в белый цвет. Другого такого не было.