На самом деле романтики, которые несут свои деньги в стартап через краундфандинг, понимают, что дело это рискованное и морально готовы их потерять. Только одно дело знать, а другое — на своей шкуре почувствовать боль разочарования.
Godus (было собрано $675 739)
Симулятор Бога от полубога индустрии — Питера Молиньё. Еще на старте краудфандинга затея вызвала изрядные сомнения: зачем известному разработчику, который с легкостью мог бы найти издателя, потребовался краудфандинг? Сомнения сомнениями, однако дальнейшие события оказались еще сомнительнее.
В отличие от многих подобных проектов, Godus вышел свет и дошел до всех своих вкладчиков, да вот только множество функций, обещанных во время кампании на Kickstarter, были безжалостно вырезаны, включая те, на которые народ и повелся. Помимо этого, игрокам не понравился F2P и микротранзакции на мобильных платформах, а также недостаток контента на поздних стадиях.
Godus стал одним из самых скучных симуляторов Бога на Земле, где даже нельзя толком наказывать своих верующих за неправильное поклонение!
Red Ash ($519 999)
Игра Might Number 9 была упомянута в нашей статье про неудачников игровой индустрии. Но она была не единственной авантюрой Кэйдзи Инафунэ и его студии Comcept. Параллельно разработке одной игры они запустили краундфандинг-проект другой. Смелые ребята, что уж говорить.
В этот раз поумневшие люди не столь охотно несли деньги легендарному разработчику. Сборы и и близко не подобрались до цели в 800 000 долларов. Хотя игра нашла полноценного издателя, а также была выпущена короткометражка в той же вселенной, Red Ash так и не увидел свет, и вряд ли когда-нибудь он появится. Что, может, и к лучшему: Might Number 9 хоть и вышел, но принес радости мало кому.
Unsung Story ($660 126)
Духовный наследник «Final Fantasy: Tactics», придуманный самим Ясуми Мацуно и другими ветеранами из Square Enix. Команда уверенно провернула кикстартер-компанию для такого нишевого проекта, обещая фанатам жанра разнообразие тактик, РПГ-элементы и завораживающую историю.
После сбора средств разработчики регулярно сообщали о ходе работ, активно общаясь с народом. Но вдруг наступило затяжное радиомолчание, а в 2016-м разработка была отменена из-за недостатка средств. Через год, спасая разработчиков от гнева и исков, компанию выкупил издатель Little Orbit, до этого специализировавшийся на играх по лицензии типа «Барби» и «Кунг-фу Панды». И вот в 2020 году появляется наконец ранний доступ столь долгожданный игры… чтобы получить далеко не восторженные отзывы от фанатов, ожидавших шесть лет этот невзрачный результат.
Yogventures! ($567 665)
Популярный ютьюб-канал по Minecraft Yogcast родил идею создать свою игру — примерно в том же духе, что и творение Mojang, с вокселями и выживанием. Собрав денег на кикстартере и наняв группу многообещающих инди-разработчиков, игра начала свой путь, да вот только столкнулась с проблемами в менеджменте. Хотя даже с ними все казалось выполнимо, пока ведущий художник, который должен был все рисовать, не ушел из проекта. Ему успели заплатить немалую часть бюджета, не подписав никакого контракта, в результате создатели оставили самих себя без рычагов давления.
При этом в качестве компенсации всем вкладчикам дали ключ на бету игры TUG от другой студии, которая в результате тоже оказалась заброшенной и незавершенной, оставив всех, кто вносил деньги на «Yogventures!» у разбитого корыта.
Chronicles of Elyria ($1 361 435)
Разработчики из Soulbound Studios в 2016 году представили воистину титанический проект — MMORPG, где персонажи старели, была бы полная разрушаемость, а мир был бы живым. Выполненный квест никто не смог бы выполнить еще раз, а очищенное подземелье оставалось бы пустым навсегда. Такие яркие обещания и презентация принесли им более миллиона долларов на Kickstarter, что по меркам платформы большой успех.
Тут стало очевидно, что с миллионом долларов вряд ли сделаешь классическую MMORPG, поэтому разработчики стали отчаянно искать другие способы финансирования, попутно оттягивая релиз и кормя людей завтраками. Помимо магазина, где можно было купить себе статус дворянина и также дополнительные слоты для персонажей, разработчики принялись буквально продавать игровую карту по кускам, рекламируя это как приобретение земли для своих королевств. С этой торговли воздуха им пришло около 8 миллионов в довесок к «Кикстартеру», что все равно и близко не было к необходимой сумме.
В 2020 году студию распустили, но при этом, дабы избежать исков, разработка не была остановлена, а лишь «замедлена» по словам гендиректора студии. И вот в 2021-м они показывают альфа-версию проекта, которая, мягко говоря, далека от ранних футажей. Разработка все еще идет, и, может быть, к 2077 году закончится.
Ouya ($8 596 475)
Поистине уникальный случай — краудфандинг не игры, а целой игровой консоли. Сбор средств был настолько успешным, что он находится в топ-10 по количеству собранных денег среди всего, что когда-либо пыталось пробиться на Kickstarter.
Предполагалось, что девайс будет недорогой консолью на Android, предназначенной для мобильных игр на ТВ, с активной поддержкой для инди-разработчиков. И всего спустя год после Kickstarter, в 2013-м, Ouya добралась до прилавков и порогов вкладчиков.
Кроме как мусором это было сложно чем-то назвать! Геймпад разваливался за неделю. Железо было устаревшим и тормозило пуще любого смартфона. Имелось несколько эксклюзивных, неплохих игр, но большая часть библиотеки была отродьем из Play Market, сделанной на коленке за пачку лапши.
В 2015 году компания-создатель была продана Razer, а в 2019-м последняя закрыла все связанные с Ouya онлайн-сервисы, отправив этот игровой кубик на свалку истории к Atari Jaguar и другим неудачникам консольной борьбы.
Эта статья была бы неполной без рассказа об эпических фейлах разработчиков игр.