Что сегодня выпускают российские автомобильные заводы? Если не брать в расчет так называемые «возрожденные» бренды «Москвич» и «Волга», которые с советским автопромом роднит только название, то у «АвтоВАЗа» остались Granta, Vesta, Largus, парочка моделей Niva, у УАЗа — «Патриот», «Пикап», «Хантер» и линейка СГР.
«Раньше было лучше», — скажут одни. «Не все так однозначно», — ответят другие. На самом деле в истории СССР хватало и удачных машин, и откровенно провальных. Мы собрали десятку таких примеров и тщательно отсортировали их от плохих к хорошим.
Иж-2126
Пятидверный хетчбэк с 1990 по 2000 год назывался «Орбита», с 2000-го по 2005-й — «Ода». Это был первый самостоятельно разработанный заводом «Ижмаш» автомобиль. У него был задний привод, похожий на «девятку» кузов, а фары вообще от нее и пришлось взять.
Машины собирали по так называемым обходным технологиям, проще говоря, кое-как. Разумеется, качеством они не отличались, порой и вовсе были недоукомплектованными. А вишенкой на торте была просто отвратительная пассивная безопасность.
АЗЛК-2141
Еще один пятидверный хетчбэк, выпускавшийся с 1986 по 2001 год (правда, с 1997 года его превратили в карикатурный «Святогор»). Автомобиль создавали с явной оглядкой на американскую модель Simca-Chrysler 1307, с которой «Москвич» роднит уж очень много деталей.
Присутствовали даже кое-какие современные решения — стойки Макферсона и передний привод, например. Но толку-то, если у машины не было нормального двигателя? На АЗЛК-2141 устанавливали лишь устаревшие и маломощные моторы от других моделей, с которыми он «не ехал» от слова «совсем».
ЗАЗ-966 «Запорожец»
Главный герой бесчисленного множества анекдотов и шуток разной степени остроумия выпускался с 1966 по 1972 год. Слишком многое в нем было необычным: заднемоторная компоновка, двигатель экзотической компоновки V4 с воздушным охлаждением, бензиновый отопитель.
У машины был крошечный багажник и тесный салон, двигатель то и дело перегревался, а комфорт отсутствовал в списке опций. Зато это было настоящее купе. А какой у «Запорожца» был звук мотора! Помните этот характерный стрекот?
ВАЗ-1111 «Ока»
Еще одна попытка сделать доступный «народный» автомобиль для советских граждан, и, увы, тоже неудачная. На разных заводах эта крошка выпускалась с 1987 по 2008 год. Трехдверный хетчбэк длиной всего 3,2 метра был легким, шустрым и маневренным, но отнюдь не дешевым.
Злые языки прозвали машину «капсулой смерти» — якобы за отсутствие шансов выжить в мало-мальски серьезной аварии. Но на самом деле «Ока» набирала в краш-тестах больше баллов, чем допотопная вазовская «классика» во всех ее вариациях.
ВАЗ-2101 «Жигули»
«Копейка» — автомобиль по-настоящему культовый. Скопированный с Fiat 124 седан выпускался с 1970 по 1989 год, но потом продолжил с переменным успехом реинкарнироваться и в виде семейства «классики» продержался на конвейере аж до 2012 года.
Когда-то это был настоящий прорыв, несмотря на отвратительную посадку водителя враскоряку, тяжелый и «длинный» руль, тугое сцепление и прочее, прочее… Зато для производства комплектующих на ВАЗ-2101 в СССР пришлось освоить новые технологические стандарты. Это был действительно новый уровень — во всех смыслах.
УАЗ-469
Внедорожник — это для нас. «Уазик» производится серийно с 1972 года, а мелкими опытно-промышленными партиями — еще с 1964-го! И… продолжает выпускаться до сих пор, сменив множество индексов и названий. Сейчас это, например, «Хантер».
УАЗ-469 был разработан для транспортировки людей, грузов и прицепов на всех типах дорог. И он с этим отлично справлялся. Но комфорт — это вообще не про него. УАЗ был и остается крепким, брутальным, выносливым, но жестким и неудобным автомобилем.
Москвич-408
Седан выпускался с 1964 по 1976 год, после чего превратился в «Москвич-412». Интересно, но автомобиль был популярен не только в СССР, но и за границей. Международный дебют состоялся в октябре 1964 года на Лондонском автосалоне.
Неслыханное для советского автопрома дело: более 50% всех произведенных автомобилей было экспортировано, в том числе в развитые капиталистические страны. В общем-то неудивительно: машина получилась весьма удачной. Седан хорошо ехал и, к слову, был довольно красив!
ВАЗ-2108 «Спутник»
Культовая «восьмерка» выпускалась с 1984 по 2014 год — правда, последние десять лет в виде рестайлинговой модели ВАЗ-2113. Трехдверный хетчбэк был неординарной для советского автопрома конструкции — с поперечным расположением силового агрегата и передним приводом!
Автомобиль был и впрямь инновационным, для его производства у ведущих европейских фирм было куплено около 20 лицензий на узлы и агрегаты. А главное — разрабатывать машину и учить ее правильно ездить вазовцам помогала компания Porsche!
ГАЗ-21 «Волга»
Солидный седан выпускался с 1956 по 1970 год и был довольно комфортным и динамичным автомобилем. А еще у него была автоматическая коробка передач! За основу газовские инженеры взяли агрегат марки Ford. Черты дизайна «Волги» вдохновлены ГАЗ-12: у них похожие бамперы, подфарники и панели кузова.
«Волга» оказалась экономичнее своей предшественницы «Победы», но по динамике обгоняла ЗИМ более высокого класса. Наконец, долговечность и проходимость ГАЗ-21 тоже были на высоком уровне.
ВАЗ-2121 «Нива»
«Нива» — родоначальник класса компактных кроссоверов и самая успешная экспортная модель «АвтоВАЗа» за всю историю предприятия. Автомобиль выпускается с 1977 года до сих пор.
Ну а почему нет? Спрос-то имеется! По итогам прошлого года «Нива» стала третьей по популярности моделью Lada, ведь легкая, проходимая и комфортная машина в наших условиях незаменима.
Кстати, недавно стало известно, что народная легенда, согласно которой название «Нива» является аббревиатурой, состоящей из заглавных букв имен детей ведущего конструктора Петра Прусова и главного инженера Владимира Соловьева, является лишь шуткой. Но довольно удачной!