Согласно официальной
Снизить эти показатели с переменным успехом пытались автомобильные инженеры. Некоторые решения остались с нами навсегда, а другие быстро отправились на свалку истории.
Автопроизводители тратят огромные деньги на безопасность и, помимо чисто альтруистических мотивов, в их интересах действительно сохранить жизнь как можно большему числу своих клиентов, чтобы те могли покупать еще больше новых автомобилей.
История знает несколько весьма неординарных и порой откровенно дурацких технических решений, о которых мы сейчас и расскажем.
Диски от наезда
Почти сотню лет назад, в 1930-х годах, некий юрист из штата Нью-Джерси придумал концепцию устройства, которое позволило бы раз и навсегда забыть о инцидентах, в которых водитель покидал место аварии. Он предложил установить в передней части автомобиля держатель специальных дисков — своеобразных визиток, на которых должен быть выбит госномер автомобиля и данные его владельца.
По замыслу автора идеи, если передний бампер смещался назад, то есть встречал препятствие на своем пути, специальный механизм тут же выбрасывал на дорогу металлическую «визитку», по которой водителя можно было найти, если тот вдруг предпочел ретироваться. Несмотря на усилия юристов, сделать эту штуку обязательной к применению так и не удалось.
Подушки для пешеходов
В начале 2010-х годов компания Volvo, которая изобрела ремни безопасности, разработала подушку для защиты пешеходов. Она устанавливалась под задней кромкой капота и в случае столкновения с человеком надувалась, закрывая ветровое стекло и передние стойки.
На практике же хетчбэк V40 остался единственным автомобилем с такой системой. Вероятно, подушка работала не так, как было задумано. По официальной версии, Volvo решила заменить ее электроникой, предотвращающей столкновение с пешеходами.
Измеритель расстояния
Так называемый Spaceometer был придуман как прибор, информирующий водителей о том, какое расстояние потребуется автомобилю, чтобы остановиться с той или иной скорости. Причем это расстояние измерялось в автомобилях!
Идея и впрямь была неплохой, но парадокс заключался в том, что смотреть на панель приборов всякий раз, когда хочешь убедиться в том, что держишь достаточную дистанцию, не очень-то безопасно само по себе.
Сигнал о превышении
Множество автомобилей, выпускаемых раньше для внутреннего рынка Японии, были оснащены системой звукового оповещения о превышении скорости. На машины для экспортных рынков это устройство не устанавливалось. Вероятно, японцы почему-то считали, что иностранцам оно было без надобности.
Капсула безопасности
Американский Tucker 48 конца 1940-х годов мог похвастать длинным списком оригинальных технических решений, но едва ли не самой примечательной была капсула безопасности для переднего пассажира.
Ремней безопасности в машине не было, зато все пространство перед пассажиром было обито толстым мягким материалом, что должно было предотвращать травмы в случае аварии. Из тех же побуждений перчаточный ящик перенесли на правую дверь.
Быстросъемное ветровое стекло
Еще один любопытный штрих к портрету Tucker 48 — ветровое стекло, которое в случае аварии не разбивалось вдребезги, а просто снималось. А если оно не отвалилось от удара, стекло можно было легко выдавить ударом ноги.
Безопасность машины инженеры проверяли лично. Однажды испытатель Эдди Оффатт устроил на ней тройной переворот через крышу, но отделался лишь ушибом локтя.
Шины с присосками
Компания Pennsylvania Tire Company представила в 1910-х годах шины с вакуумными присосками, которые должны были обеспечить надежный контакт с дорожным покрытием, особенно во время дождя. Насколько это было эффективно на практике, узнать так и не удалось: до конвейера шины не добрались. Может быть, оно и к лучшему.
Водяные бамперы
В это трудно поверить, но заполненные водой бамперы когда-то всерьез рассматривались в качестве амортизирующего устройства. По замыслу инженеров, они фактически представляли собой баки из поливинилхлорида, а вода должна была гасить энергию столкновения. Выглядело это и правда довольно эффектно.
Автоматические ремни безопасности
В 1990-х годах на американских автомобилях повсеместно появились автоматические ремни безопасности. Это были такие же трехточечные ремни, только прикреплялись они не на среднюю стойку кузова, а на дверь. Из плюсов: их не нужно было каждый раз пристегивать вручную. Из минусов: в них легко можно быть запутаться.
Руль с клаксоном в ободе
Каких только экспериментов не переживал старый добрый руль! Однажды инженеры решили перенести кнопку звукового сигнала из центра рулевого колеса на обод. Идея была в том, что водителю в этом случае не придется снимать ладони с обода, чтобы врезать по ступице, — клаксон включался, если сжать обод руками.
На практике же материал обода рулевого колеса имел обыкновение со временем потихоньку сжиматься, так что однажды машина неминуемо начинала сигналить самопроизвольно.