Казалось бы, фирма отнюдь не новичок в вопросах конструирования и производства авиалайнеров и безопасности полетов. Что могло пойти не так? Но выяснилось, что причин для этого вагон и маленькая тележка.
Череда авиакатастроф с участием Boeing 737 MAX унесла за последние годы жизни 346 пассажиров. Комитет по транспорту и инфраструктуре Конгресса США организовал собственное расследование, которое заняло полтора года.
В 238-страничном
В чем проблема с Boeing
По итогам расследования конгрессмены выделили пять ключевых проблем.
Давление руководства, которое поставило под угрозу безопасность пассажиров. Оказывается, на Boeing в целом и программу 737 MAX в частности оказывалось «колоссальное финансовое давление» из-за жесткой конкуренции с новым Airbus A320, что привело в итоге к сокращению издержек, крайне сжатым срокам проектирования и постоянной спешке в производстве.
Ошибочные предположения с точки зрения конструкции и производительности. Инженеры Boeing возложили слишком много надежд на современные технологии в 737 MAX, в первую очередь — на систему MCAS, позволяющую автоматически выравнивать положение самолета. Корпорация ожидала, что пилоты легко сумеют нивелировать любую потенциальную ошибку электроники.
Культура сокрытия. Boeing скрывал ключевую информацию от чиновников из Федерального управления гражданской авиации, клиентов и пилотов 737 MAX. Например, тщательно скрывалась информация о том, что в ходе испытаний авиалайнера пилоту потребовалось больше 10 секунд, чтобы отреагировать на ошибку MCAS. Сам пилот назвал эту ситуацию катастрофической.
Противоречивые показания. В докладе упомянуто несколько случаев, когда ответственные за общение с управлением авиации сотрудники Boeing не сообщали ведомству о потенциальных проблемах и замалчивали выявленные инциденты.
Лоббирование интересов Boeing. Да-да, в ходе расследования несколько сотрудников управления гражданской авиации сообщили, что им известны случаи, когда руководство ведомства принимало решения не в пользу собственных интересов, то есть государства и пассажиров, а откровенно подыгрывало Boeing. Что послужило мотивацией, еще предстоит выяснить.
Boeing теряет деньги
Корпорация была стабильно прибыльной до конца 2018 года, после чего начались проблемы. В 2018 году чистая прибыль Boeing составляла 8,19 миллиарда долларов, а 2022 год, к примеру, принес одних только убытков более чем на 5 миллиардов.
Катастрофы в октябре 2018 года в Индонезии и в марте 2019 года в Эфиопии привели к резкому падению акций, приостановке производства моделей семейства MAX и отмене ряда оборонных заказов. Капитализация корпорации рухнула на 26,6 миллиарда долларов.
А после череды происшествий в нынешнем году путешественники все чаще заявляют, что больше никогда не сядут в Boeing.
И их можно понять. Для этого найдется как минимум 10 причин.
Дверная заглушка
Пожалуй, самый нашумевший инцидент с «Боингом» произошел в январе над Портлендом. Примерно через шесть минут после взлета у 737 MAX вырвало дверную заглушку — часть фюзеляжа, которая используется в качестве аварийного выхода.
Это привело к неконтролируемой декомпрессии — три пассажира получили травмы, а некоторые вещи оказались высосаны из самолета. К счастью, на ближайшем к заглушке месте никого не было… Авиалайнер вернулся в аэропорт вылета и совершил экстренную посадку.
Проблемы с качеством
Предварительное расследование показало, что дверная заглушка вывалилась при взлете, поскольку болты, которыми она прикрепляется к фюзеляжу, попросту… отсутствовали.
Когда президента Boeing Дэйва Кэлхуна спросили, как такое вообще могло произойти, он спокойно назвал это проблемой с качеством. Всего-то. Другие сотрудники, которым не нужно было сдерживаться в выражениях, обвиняли во всем безжалостное сокращение расходов и некомпетентность управленцев.
Смерть разоблачителя
В марте нынешнего года бывшего инженера контроля качества Boeing Джона Барнетта, который с некоторых пор публично критиковал производственные стандарты корпорации, неожиданно нашли мертвым в городе Чарльстон, куда он прибыл как раз для дачи показаний в рамках судебного разбирательства.
Его тело нашли в автомобиле на парковке отеля, где он остановился. По данным местных судмедэкспертов, Джон внезапно решил покончить с собой и застрелился прямо в машине. Барнетт, проработавший в корпорации 32 года, был одним из ключевых участников суда против Boeing.
Именно он первым обнародовал многочисленные проблемы с безопасностью и качеством самолетов модели 737 MAX. Инженер утверждал, что проблемы возникают еще на ранних этапах производства, но руководство намеренно игнорирует их.
Например, Джон заявлял, что на авиалайнеры устанавливают детали, заведомо не соответствующие стандартам качества, а некоторые системы — к примеру, подачи кислорода — изначально содержат дефекты. Он считал, что это происходило из-за необходимости соблюдать жесткие сроки, прописанные в контрактах с поставщиками.
Отвалившееся колесо
У вылетавшего из аэропорта Сан-Франциско Boeing отвалилось 120-килограммовое колесо шасси и, пробив ограждение стоянки рядом со взлетно-посадочной полосой, превратило в груду искореженного металла несколько автомобилей.
Вместо 12-часового перелета через Тихий океан в Японию самолет, к ужасу всех находившихся внутри пассажиров, вынужден был вернуться обратно. Без колеса. К счастью, посадка вышла мягкой. Вообще-то это произошло с авиалайнером модели 777, а не 737, но какая уже разница, правильно?
Удар головой
Минимум 50 человек пострадали в результате еще одного недавнего происшествия с Boeing, следовавшим из Сиднея в Окленд, — на сей раз модели 787. По словам пассажиров, в ходе перелета самолет резко потерял высоту, словно провалившись в яму. В результате непристегнутые пассажиры с размаху врезались головами в обшивку потолка.
Десять из них в компании с тремя стюардессами были доставлены в больницу с черепно-мозговыми травмами, после того как авиалайнер совершил экстренную посадку. Что послужило причиной инцидента, пока неизвестно.
Возгорания двигателей
Только в нынешнем году стало известно как минимум о двух случаях пожаров в двигателях авиалайнера.
В январе направлявшийся из Майами в Пуэрто-Рико Boeing 747 совершил экстренную посадку, после того как у него загорелся двигатель буквально сразу после взлета. А в марте пассажиров перепугал вылетевший из Хьюстона Boeing 737-900, двигатель которого вдруг объяли языки пламени.
И снова дверные заглушки
По ходу расследования происшествия с вывалившейся в Портленде дверной заглушкой организованные авиакомпаниями Alaska и United Airlines внутренние проверки нашли еще по меньшей мере пять Boeing 737 MAX с точно такой же проблемой: у них тоже отсутствовали болты крепления.
Понятное дело, что катастрофы и в этих случаях были только делом времени.
Безопасность? Нет, не слышали
Не хотите летать на «Боинге»? Окей
Зарубежные туристические сайты и сервисы бронирования авиабилетов, следуя запросам клиентов, внедрили новую функцию: теперь в разделе поиска подходящих рейсов появился фильтр, позволяющий исключить перелеты на Boeing 737 Max.
По данным популярного сервиса Kayak, популярность этого фильтра у пользователей превзошла все ожидания.
Уголовное дело
Министерство юстиции США возбудило уголовное дело после инцидента с вывалившейся дверной заглушкой, после чего Федеральное управление гражданской авиации приостановило эксплуатацию Boeing 737 MAX в США. К слову, аналогичный запрет уже вводился на 20 месяцев в 2020 году.
Чиновники провели шестинедельный аудит корпорации и ее поставщиков, по результатам которого сам Boeing провалил 33 из 89 назначенных проверок. И вот лишь один пример вопиющей халатности: поставляющая фюзеляжи для самолетов компания Spirit AeroSystems прошла лишь 6 из 13 проверок, причем в ходе одной из них выяснилось, что в качестве смазочного материала для деталей зачастую использовалось… жидкое мыло.