Век современного автомобиля короток. Сегодня в автопроме принято капитально обновляться уже спустя три года после дебюта новой модели, а после еще одного такого же временного отрезка ее отправляют на пенсию. Но есть несколько моделей, которые идут против всех правил и долгие годы остаются неизменными, по крайней мере с виду.
Погоня за модой привела автомобильный дизайн к тому, что модели со сменой поколения порой меняются до неузнаваемости, пройдя через космический футуризм 1950-х, строгие линии 1980-х и расплывчатый биодизайн 1990-х. Остается только название — и ни единой фамильной черты.
А иногда облик автомобиля выходит настолько удачным, что становится поистине культовым. И тогда дизайнеры пытаются сохранить его неизменным даже через поколения.
ВАЗ-2121 «Нива»
Старая добрая «Нива», она же ВАЗ-2121, по праву считается родоначальником класса кроссоверов. Шутка ли, машина выпускается аж с 1977 года, когда о них никто и знать не знал! Вернее, до 2006 года модель продавалась как «Нива», с 2006 по 2021 год — как Lada 4x4, а с 2021 года — уже как Lada Niva Legend. Но оставим нейминг маркетологам — как ее ни называй, «Нива» есть «Нива».
Jeep Wrangler
Еще один культовый внедорожник появился на свет как военный вездеход, но с годами ушел на «гражданку». Имя Wrangler он получил только в 1986 году, а преемник назывался по-военному скупо — CJ (Civil Jeep — «Гражданский джип»).
Он, по сути, являлся коммерческой версией чисто армейского Willys времен Второй мировой. Со временем внедорожник с характерной внешностью стал настоящим символом марки.
Mini
Знаменитая крошка Mini была представлена в Великобритании в 1958 году. В послевоенные годы британцы отчаянно нуждались в небольшом, простом и дешевом автомобиле.
Согласно техзаданию, машинка должна была вмещать четырех человек с багажом и при этом быть максимально компактной, насколько это вообще возможно. В наши дни Mini сохранил свой облик, но после того, как марку купил концерн BMW, модель перестала быть дешевой.
Land Rover Defender
Внедорожник выпускался с 1948 года под нехитрым названием Series I, II и III с длиной колесной базы в качестве индекса, но с 1983 года его переименовали в «Защитника». А вот традицию указывать размер колесной базы в дюймах сохранили — теперь это 90, 110 или 130.
Говорят, что кузов вездехода получился таким угловатым из-за необходимости использовать алюминиевые листы вместо дефицитной в послевоенные годы стали.
Fiat 500
Еще одно дитя послевоенных лет, на сей раз из Италии. Как и британский собрат, «Чинквеченто», то есть «Пятисотый», был задуман максимально простым, компактным и дешевым автомобильчиком.
Он появился на свет в 1957 году и насчитывал в длину всего три метра, а объем двухцилиндрового моторчика был даже чуть меньше 0,5 литра. Модель обрела невероятную популярность и стала одним из символов возрождения Европы.
Mercedes-Benz G-Class
Как иронично, что чисто военный «Гелендваген», брутальный и аскетичный вездеход, с годами превратился в патриарха мощных, дорогих и роскошных внедорожников. Машину проектировали под один из армейских тендеров иранского шейха, выиграть который не удалось.
Дабы усилия не пропали даром, в 1979 году наработки явили миру в облике гражданского автомобиля. О корнях напоминает не только название — Geländewagen переводится, собственно, как «внедорожник», — но и впечатляющий внедорожный потенциал.
Porsche 911
Именно за эту модель дизайнеров Porsche прозвали самыми ленивыми в мире — и можно понять почему! С 1965 года у купе менялся разве что дизайн световых приборов, да и то после ряда неудачных экспериментов стилисты вернулись к классике.
Характерный силуэт модели обусловлен уникальной по нынешним временам заднемоторной компоновкой, от которой не отказались даже после перехода с архаичного воздушного охлаждения на жидкостное.
УАЗ
Разработка «уазика» началась в 1950-х годах. Первый прототип был построен в 1958 году, но серийные УАЗ-469 сошли с конвейера только под занавес 1972 года.
Внедорожник пришел на смену ГАЗ-69, но с 1985 года его в соответствии с новой отраслевой системой переименовали в 3151. В 2003 году модель получила ряд незначительных доработок и собственное имя — «Хантер».
Volkswagen Beetle
Разработка будущей легенды началась в 1934 году совместными усилиями Volkswagen и Porsche, но война спутала все карты. После капитуляции Германии и освобождения фольксвагеновского завода в 1945 году с конвейера сошли первые 55 «Жуков».
В 1997 году ставшая культовой модель впервые сменила поколение, поменяв местами двигатель и багажник, — у «оригинального» Beetle компоновка была как у Porsche 911. А к названию добавилось слово New.
Suzuki Jimny
Крошка «Джимни» — этакая японская «Нива». Первое поколение компактного внедорожника увидело свет еще в 1970 году, машина была построена на базе модели ON360 фирмы Hope Star.
Автомобиль вышел настолько удачным, что Suzuki приобрела на него права и выпускает до сих пор, меняя поколение раз в пару десятков лет. А в прошлом году у Jimny впервые появилась пятидверная версия.