Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Звери Третьего рейха: как нацисты использовали животных в пропаганде

Национал-социалисты использовали образы зверей, птиц и насекомых для создания мифов, оправдания политики и даже формирования представлений о врагах.

22 марта 20251
Звери Третьего рейха: как нацисты использовали животных в пропаганде | maximonline.ru

Как нацисты относились к животным? Этот вопрос кажется необычным, но, как показывает книга Яна Монхаупта «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда», животные сыграли важную роль в идеологии и пропаганде Третьего рейха. Национал-социалисты использовали образы зверей, птиц и насекомых для создания мифов, оправдания политики и даже формирования представлений о врагах.

Как Гитлер превратил немецкую овчарку в символ рейха? Почему Герман Геринг одновременно охранял животных и устраивал жестокие охотничьи забавы? И как звери стали частью идеологической машины нацистов? Давайте разбираться.

«Господа-животные» и «люди-животные»: кто достоин жизни?

Животные в нацистской риторике были не просто частью живой природы — они являлись метафорами для разделения людей на «благородных» и «низших». Этот принцип использовался как для создания национальных мифов, так и для оправдания геноцида.

Гитлер со своей немецкой овчаркой Блонди | Источник: Vintage_Space

Гитлер со своей немецкой овчаркой Блонди

Источник:
Vintage_Space

Нацисты возвышали немецкую овчарку — умную, сильную и преданную собаку, считая ее олицетворением «правильных» немецких качеств. Волк как символ силы и власти также стал частью имиджа Гитлера, который называл себя «волком» и давал своим штаб-квартирам соответствующие названия, такие как «Вольфшанце» («Волчье логово») в Восточной Пруссии, «Вервольф» под Винницей и «Вольфсшлюхт» в Бельгии.

Карикатура, изображающая еврейских беженцев в виде крыс, выброшенных из Германии и оккупированных нацистами территорий и лишенных въезда в Европу. Опубликована в австрийской газете Das Kleine Blatt в 1939 году | Источник: соцсети

Карикатура, изображающая еврейских беженцев в виде крыс, выброшенных из Германии и оккупированных нацистами территорий и лишенных въезда в Европу. Опубликована в австрийской газете Das Kleine Blatt в 1939 году

Источник:

соцсети

Антисемитская пропаганда итальянского фашистского режима диктатора Муссолини | Источник: GpPhotoStudio

Антисемитская пропаганда итальянского фашистского режима диктатора Муссолини

Источник:
GpPhotoStudio

Но если одним видам отводилась роль «господ», то другие объявлялись «вредителями». В нацистской пропаганде крысы, паразиты и насекомые использовались как образы врагов рейха. Например, евреев в агитационных материалах часто изображали как полчища грызунов, захватывающих города. Такое сравнение неслучайно: дегуманизация через зоологические образы помогала убеждать общество, что борьба с этими группами — не преступление, а «санитарная мера».

Автор книги задается важным вопросом: могли ли такие зоологические метафоры действительно повлиять на сознание людей, подготовив общество к восприятию геноцида как естественного процесса? Как показывает исследование, именно через подобные образы нацисты внушали идею, что уничтожение «низших» групп не просто допустимо, а неизбежно, как часть порядка, установленного самой природой.

Социал-дарвинизм и евгеника: «чистота породы» во всем

Еще до прихода нацистов к власти идеи социал-дарвинизма были популярны в Европе. Они утверждали, что в природе выживают только сильнейшие, а слабые обречены на исчезновение. Третий рейх взял эти концепции за основу и распространил их не только на людей, но и на животных.

Немецкая оккупация Богемии и Моравии 15 марта 1939 года. Немецкие войска вторгаются на территорию Чехословацкой Республики | Источник: Getty Images

Немецкая оккупация Богемии и Моравии 15 марта 1939 года. Немецкие войска вторгаются на территорию Чехословацкой Республики

Источник:
Getty Images

Нацисты поддерживали селекцию «чистокровных» пород и запрещали скрещивание определенных видов, считая, что это ведет к вырождению. Немецкие овчарки, как символ правильного разведения, подвергались строгому отбору, и это считалось аналогом расовой политики государства.

Но если селекция животных рассматривалась как естественная практика, то почему бы не применять ее и к людям? Именно так нацисты оправдывали уничтожение тех, кого они считали «слабыми» или «неполноценными». Евгеника, ранее применявшаяся к животным, теперь стала оправданием для политики массовых убийств.

Крокодил на спортивном фестивале в Берлине, 1938 | Источник: akg-images / Alfred Hennig

Крокодил на спортивном фестивале в Берлине, 1938

Источник:
akg-images / Alfred Hennig

Этот аспект книги заставляет задуматься: насколько опасно, когда идеи биологии начинают использоваться в политике? И могли ли зоологические метафоры сыграть свою роль в формировании жестокости режима?

Парадокс нацистской «заботы» о животных

Одной из самых удивительных тем книги является то, как нацисты одновременно выступали за защиту животных и в то же время проводили массовые убийства людей.

Канцлер Германии Адольф Гитлер играет с косулей в частном зоопарке Бергхофа. Берхтесгаден, 1940-е годы | Источник: Getty Images

Канцлер Германии Адольф Гитлер играет с косулей в частном зоопарке Бергхофа. Берхтесгаден, 1940-е годы

Источник:
Getty Images
Геринг со своей львицей, 1939 | Источник: akg-images

Геринг со своей львицей, 1939

Источник:
akg-images

Третий рейх принял одни из самых строгих в истории законов о защите животных. Запрещались жестокие опыты, ограничивалась охота, вводились правила гуманного обращения. Гитлер, известный своей любовью к собакам, утверждал, что жестокость к животным — признак слабости.

Но при этом заключенные концлагерей подвергались медицинским экспериментам, евреев сравнивали с паразитами, а целые народы объявлялись «биологической угрозой».

Адольф Гитлер и Ева Браун со своими собаками в Берхтесгадене | Источник: ARCHIVIO GBB

Адольф Гитлер и Ева Браун со своими собаками в Берхтесгадене

Источник:
ARCHIVIO GBB

Как объяснить этот парадокс? Автор книги подчеркивает: нацисты заботились не о животных как таковых, а о порядке. Они стремились регулировать все сферы жизни, создавая строгую систему, где каждый должен был играть свою роль. Если одни виды заслуживали защиты, то другие подлежали уничтожению.

Этот момент особенно важен, ведь он показывает, что жестокость нацистского режима была не хаотичной, а методичной и продуманной. Она строилась на четкой логике, где мораль применялась только к избранным.

Зоопарк у ворот смерти: как нацисты сочетали жестокость и заботу о животных

Один из самых жутких эпизодов, описанных в книге, — это история зоопарка Бухенвальда. Он был построен прямо рядом с концлагерем и предназначался для развлечения эсэсовцев и их семей. В то время как в нескольких метрах за оградой умирали узники, офицеры СС и их жены прогуливались между вольерами с медведями, волками и оленями, наблюдая за «прекрасным миром природы».

Заключенные в концентрационном лагере Бухенвальд, Германия, около 1943 года | Источник: Getty Images

Заключенные в концентрационном лагере Бухенвальд, Германия, около 1943 года

Источник:
Getty Images

Зоопарк в тени крематория

Как пишет автор, в 1938 году комендант Бухенвальда Карл Кох приказал построить небольшой зоологический сад в северной части лагеря. Там содержались обезьяны, золотые рыбки, птицы, а главной достопримечательностью был медвежатник — просторный вольер с несколькими бурыми медведями.

Ворота зоопарка | Источник: fotoarchiv.buchenwald.de

Ворота зоопарка

Источник:

fotoarchiv.buchenwald.de

Расстояние между зоопарком и лагерем смерти составляло буквально несколько шагов. От крематория до медвежатника можно было дойти за 10–15 секунд​.

Заключенные, которых держали за колючей проволокой, могли видеть, как эсэсовцы дразнили обезьян или наблюдали за играющими медвежатами, будто это был обычный парк. Для офицеров и их семей это место было зоной отдыха: они кормили животных, сидели на скамейках и делали вид, что ничего страшного рядом не происходит.

Жена коменданта Ильза Кох, известная своей жестокостью, часто водила своих детей в зоопарк. Она даже хранила фотографии, где ее сын гладит животных, а за ним через забор видны бараки с узниками​.

Комендант лагеря Карл Отто Кох с сыном Артвином в зоопарке Бухенвальда, октябрь 1939 года | Источник: jugend-im-kz.de

Комендант лагеря Карл Отто Кох с сыном Артвином в зоопарке Бухенвальда, октябрь 1939 года

Источник:

jugend-im-kz.de

Заключенные-звероводы: как узников заставляли заботиться о животных

Работать в зоопарке могли только заключенные. Именно они строили вольеры, ухаживали за животными и поддерживали территорию в чистоте. За это они получали относительно хорошую еду и сравнительно безопасные условия труда, поэтому должность смотрителя пользовалась спросом​.

Одним из таких работников был Ханс Бергман, еврей, который в 1939 году написал прошение начальству, чтобы его снова назначили смотрителем за медведями. В своем письме он указывал, что очень привязан к животным и хочет заботиться о беременной медведице Бетти. Он даже пообещал, что вскоре сможет «вывести медведей на построение»​.

Медведи зоопарка Бухенвальда | Источник: соцсети

Медведи зоопарка Бухенвальда

Источник:

соцсети

Но любое нарушение порядка приводило к жестоким наказаниям. Если животное заболевало или погибало, вина возлагалась на узников. В таком случае они должны были выплачивать «штраф» из своего ничтожного заработка, полученного на принудительных работах​.

Жестокость под маской заботы

Нацисты тщательно следили за тем, чтобы животные в зоопарке были в безопасности. По приказу Карла Коха было запрещено дразнить или тревожить зверей, за это полагались наказания даже для офицеров СС​.

Этот контраст между заботой о животных и абсолютным пренебрежением к человеческой жизни — один из самых страшных примеров из книги. В нескольких шагах от медвежьего вольера узников загоняли в газовые камеры, но в сознании офицеров СС эти два мира не пересекались.

Кремационные печи в концентрационном лагере Бухенвальд после 1945 года | Источник: Getty Images

Кремационные печи в концентрационном лагере Бухенвальд после 1945 года

Источник:
Getty Images

Монхаупт подчеркивает, что зоопарк Бухенвальда — это не просто случайный элемент лагерной системы. Это наглядный пример того, как тоталитарная идеология позволяла воспринимать одних существ как ценных и достойных защиты, а других — как расходный материал.

Книга заставляет задуматься: насколько глубоко идеология может исказить восприятие реальности? Как люди могли в один момент гладить животных, а в другой — отправлять узников на смерть?

Больше, чем пропаганда: ключевые выводы книги и незатронутые темы

Книга Яна Монхаупта «Звери рейха» показывает, что нацистская идеология не ограничивалась политикой, военной агрессией и расовыми теориями, она проникала во все аспекты жизни, включая зоологию. Животные стали не просто частью повседневности Третьего рейха, а инструментом пропаганды, который использовался для воспитания, манипуляции сознанием и оправдания преступлений режима.

Автор демонстрирует, как через символику зверей нацисты формировали представление о «чистоте» и «иерархии» видов. Одни животные, такие как немецкая овчарка или волк, становились символами арийского превосходства, тогда как другие, например крысы или колорадские жуки, использовались для дегуманизации врагов. Это не было случайностью, такая риторика помогала внушить обществу, что уничтожение «нежелательных элементов» не только допустимо, но и является «естественным процессом».

Автор также затрагивает одну из самых тревожных тем — контраст между заботой о животных и жестокостью к людям. Нацисты активно защищали природу, запрещали жестокое обращение с животными, регулировали охоту. При этом они же создавали лагеря смерти, оправдывали массовые убийства и проводили эксперименты над заключенными. Этот парадокс — один из самых ярких примеров того, как идеология способна искажать мораль и создавать систему, где принципы гуманности применяются избирательно.

При этом в нашем обзоре были затронуты далеко не все темы книги. Автор подробно рассматривает и другие темы.

  • Роль Германа Геринга в сакрализации природы и его противоречивую политику охраны животных.

  • Использование лошадей в армии вермахта, их значение на Восточном фронте и судьбу этих животных во время войны.

  • Как нацисты использовали животных в детском воспитании: школьные учебники, детская литература и пропагандистские кампании.

  • Колорадский жук как символ внешнего врага: как борьба с вредителями стала политической метафорой и средством мобилизации детей.

Эти темы раскрывают еще больше неожиданных аспектов нацистской политики и позволяют глубже понять, как даже сфера отношения к животным становилась инструментом пропаганды.

Исследование Монхаупта показывает, насколько опасным может быть использование биологических метафор в политике. Если государство начинает говорить о народах как о видах, а о борьбе за выживание как о естественном процессе, то это может привести к оправданию самых страшных преступлений.

Книга не просто рассказывает о прошлом — она заставляет задуматься о механике пропаганды в целом. Те методы, которые использовали нацисты, в разных формах продолжают существовать и сегодня. Поэтому изучение подобных тем важно не только для понимания истории, но и для того, чтобы не допустить повторения подобных идеологий в будущем.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения