Беляна — гигантское плоскодонное грузовое судно. Оно собиралось из бревен, брусьев и досок, которые не покрывали смолой и не красили. Отсюда и название — беляны, по цвету древесины.
Сразу возникает вопрос: как же они маневрировали, сохраняли плавучесть и живучесть при такой грубой и массивной конструкции? Ответ простой: это были одноразовые суда!
В XVI веке нашим умельцам пришла в голову любопытная идея: зачем сплавлять срубленный лес вниз по течению плотами, когда можно собрать из него барку? Когда сотни тонн груза дойдут до получателя в Саратов, Астрахань или Царицын, барку разберут и вся древесина пойдет в работу.
Затея настолько удалась, что беляны можно было наблюдать на Волге и Каме вплоть до XIX века! Россия в то время была крупнейшим мировым производителем древесины, это был наш системообразующий бизнес. Так что средств и фантазии не жалели. Беляны строились сотнями!
Гигантский корабль из дерева — диковинка в наше время. Однако когда-то бывали и другие чудеса. Посмотри на железобетонные корабли: ушедшая эпоха в 11 фотографиях.
Древесина заготавливалась тысячами лесорубов на протяжении зимы. В преддверии судоходного сезона собранный лес пускали на строительство беляны. Средних размеров барка требовала 240 сосновых и 200 еловых бревен. Сосна в основном шла на строительство бортов, а из ели собирали днище. И только в XIX веке при сооружении таких кораблей стали применять модные гвозди.
Конструкция была далеко не примитивной. Например, среди слоев из сотен бревен предусматривались технические проходы, чтобы судно можно было ремонтировать в походе. Имелись каюты на корме и мостик для штурмана, не говоря уже о массивном руле. Иногда беляны дополнялись гребцами, ставились паруса, но не столько для обеспечения хода, сколько для маневрирования. Ведь обычно судам достаточно было просто идти вниз по течению, никуда не дергаясь.
Самые крупные имели длину до 120 метров, ширину до 25 метров и осадку до 5 метров (для сравнения: длина «Титаника» — 269 метров). За свой единственный рейс барки перевозили почти 13 тысяч тонн дерева. На обслуживание такой махины требовалось до ста человек экипажа, на судах помельче — 15-35 человек. Говорят, матросам частенько приходилось потеть у насосов, ибо беляны имели тенденцию постепенно проседать под воду.
Само собой, что нередко на судно подбрасывали пассажиров и попутные грузы вроде пушнины. Выглядел корабль грандиозно и даже красиво, что видно по оставшимся фотографиям. Вся детвора высыпала на берег реки при их приближении, да и не только детвора.
Отказались от белян по сугубо экономическим причинам. Возникли железные дороги и теплоходы на мазуте, то есть и логистика изменилась, и потребность в дровах кардинально упала.
А жаль. Теперь нам приходится всем этим любоваться по немногим уцелевшим фотоснимкам и открыткам. Они перед тобой!
Фотографии: ТАСС, Alamy, Википедия