С точки зрения археологии моа́и — статуи на острове Пасхи — сделаны не так уж давно. Буквально в XI–XVI вв. Их много, больше 1000 штук, но даже при некоторых отличиях в пропорциях и оформлении эти изваяния лишены индивидуальности.
Исполины в париках
Почти все они высечены из туфа — пористой вулканической горной породы, получившейся из запекшегося пепла. Они имеют высоту 3-5 м при средней ширине основания 1,6 м и массу около 5 тонн. Часть статуй еще выше, 10-12 м (масса в районе 10 тонн), а самая большая, «Эль Гиганте», тянется ввысь аж на 20? 9 м.
Некоторые статуи увенчаны цилиндрами из цветного туфа — по всей видимости, они изображают парики или просто волосы. Поскольку некоторые из этих цилиндров красные, исследовавший остров Пасхи Тур Хейердал предполагал, что они изображают рыжеволосых пришельцев из-за океана, тем более что местные легенды говорят о вожде клана Хоту Мату’а, который покинул дом и нашел остров Пасхи. Однако более поздние замеры показали, что у всех статуй полинезийские пропорции лиц.
А раньше никто не спрашивал!
Зато Хейердалу во время экспедиции 1955–1956 годов удалось открыть загадку создания скульптур. Европейцы долго недоумевали, как аборигенам удалось создать, перенести и установить такие большие скульптуры. Оказалось, что живущее на острове малочисленное племя длинноухих (они имеют обыкновение носить в ушах тяжелые украшения, постепенно оттягивающие мочки) хранило секрет скульптур от соседнего племени, короткоухих.
По просьбе Хейердала длинноухие показали, как они высекают скульптуры с помощью каменных молотков, перекатывают их и устанавливают с помощью нехитрой системы рычагов и канатов. Когда же норвежец спросил, почему они до сих пор хранили свой секрет от европейцев, вождь длинноухих сказал: «А до тебя меня никто об этом не спрашивал».
Кстати, именно это поколение племени ранее не создавало изваяний. Однако все длинноухие с детства заучивали наизусть устные инструкции о том, как и что делается и передавали их своему потомству слово в слово.
Изваяния — вместилища маны. А также кальция и фосфора
Однако оставалось загадкой назначение изваяний. Было ясно, что это не индивидуальные изображения богов или героев, а что-то вроде серийного изделия. Аборигены утверждали, что это вместилище маны — энергии предков, обеспечивающей процветание и плодородие. Вот такое, казалось бы, примитивное объяснение от истинных детей природы.
Однако совместные исследования американских археологов и геологов показали, что в туфах тахилитового и андезитового состава, из которых сделаны статуи, содержится много кальция и фосфора. Точных данных о концентрациях этих элементов в своем исследовании они не приводят, но зато делают неопровержимый вывод о влиянии вулканических пород острова на плодородие.
Часть элементов попадала в почвы за счет выветривания, а часть — благодаря работам по созданию скульптур. Рядом с местом их создания, у каменоломни, мелкие частицы туфа буквально усеивали землю. Поэтому батат, местные виды бананов и прочие съедобности произрастали там с невиданным энтузиазмом. Что было ценно в том числе и потому, что люди еще не знали 5 способов хранить бананы, чтобы они дольше оставались свежими.
Простейший вывод таков. Поскольку у подножия вулкана на острове Пасхи, где были установлены первые моаи, все росло заметно лучше, местные жители стали приписывать им способность усиливать плодородие. И были совершенно правы! Ну а новые изваяния, которые расставляли в других местах острова, хотя и не работали так же эффективно, но все же давали некоторый эффект за счет выветривания. Теперь-то вы понимаете, откуда пошла традиция ставить садовых гномов?