Легенда гласит, что примерно в 1880 году на берегу Сены был найден труп красивой молодой девушки (для особенной драматичности ее возраст был оценен в 16 лет). На теле девушки не было обнаружено следов насилия, а лицо ее выглядело подозрительно безмятежным. Так на свет появилась Незнакомка из Сены.
Несчастная утопленница была настолько красивой, что впечатлительный патологоанатом сделал ее посмертную маску (позже гипсовые копии этой маски стали обязательным атрибутом модных парижских гостиных). Умиротворенное выражение лица девушки списали на то, что она покончила с собой, возможно, из-за несчастной любви, а не стала жертвой насилия.
Самой печальной подробностью всей этой истории было то, что девушки никто не хватился. Она так и осталась навсегда безымянной Незнакомкой из Сены.
Безмятежно прожив весь XX век, легенда о Незнакомке обрела второе дыхание благодаря Интернету. В Сети появилась информация о том, что личность Незнакомки установлена. Внимание исследователей привлек старинный снимок, на котором изображена девушка, очень похожая на утопленницу из Сены. Удалось даже выяснить ее имя — Ева Ласло. Она якобы была венгерской авантюристкой и умерла от рук своего ревнивого напарника.
Вскоре, правда, эта версия была названа ошибочной. На фото «Евы Ласло» заметны манипуляции мастеров фотошопа начала XX века (фото гипсовой маски топорно вставлено в фото другой дамы, а на закрытых веках нарисованы глаза в лучших традициях жанра постмортем).
В современной Франции популярна другая версия происхождения Незнакомки, которая в данный момент и считается основной.
Известный французский художник XIX века Жюль Лефевр был настоящим знатоком женской красоты и мастером женского портрета. Примерно в 1875 году, по его собственным воспоминаниям, он сделал знаменитую гипсовую маску с лица прекрасной девушки, умершей от туберкулеза (по другим данным, от отравления опиумом, что, впрочем, не отрицает наличия у нее туберкулеза). Несчастная была его натурщицей. Имени натурщицы Лефевр в воспоминаниях так и не оставил. Незнакомка и в этой версии верна своему безымянному прозвищу.
Незнакомка оставила невольный след не только на полотне известного живописца. Альбер Камю сравнивал улыбку Незнакомки с загадочной улыбкой Джоконды, образ Незнакомки упоминается в романе Рильке «Тетрадь Мальте Лауридс Бридж», а Владимир Набоков в 1934 году написал стихотворение «L'inconnue de la Seine»:
Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
всё гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.
Кстати, о помешательстве Джокондой мы рассказывали отдельно: «Человек, благодаря которому Мона Лиза стала легендарной».
Кроме того, в 50-е годы XX века образ Незнакомки был использован неким Асмундом Аэрдапом для создания модульных манекенов-тренажеров. Эти манекены и сейчас применяются для обучения методам оказания первой медицинской помощи.
Манекен назвали «Спасенная Анни», так что, можно сказать, какое-то имя Незнакомка обрела.