Современное русское искусство — это почти несуществующая категория в Европе. Дело даже не в событиях последнего времени, а в том, что после короткого романа Запада и перестроечной России мы так и не сумели встроиться в европейский рынок. Наших художников там не рассматривали как авторов, а нашим коллекционерам было неинтересно то, что происходит «у них».
Исключение составляли всего несколько «классиков», которые прогремели во время перестройки. Например, Кабаков, Меламид, Врубель. Они первые рассказали о странной и удивительной советской жизни через очень ироничные образы.
Кстати, смотри галерею «СССР нашей юности в объективе немецкого фотографа (30 моментов прошлого)».
Дмитрий Врубель когда-то оказался в нужном месте в нужное время и нарисовал на «разорванном железном занавесе», только что разрушенной Берлинской стене, свою культовую фреску, на которой взасос целуются Брежнев и руководитель ГДР Хонеккер. Это было одно из первых граффити на восточной стороне Берлинской стены. Оно стало многозначным символом: в нем видели любовь, застой, ненависть, нарождающуюся культурную связь между Россией и Западом… Все вместе. После этой работы Врубель проснулся знаменитым.
С тех пор он много ездил на выставки в Европу и много работал в России — вместе со своей женой и соавтором Викторией Тимофеевой. В начале 2000-х они нашли свою «формулу успеха» — рисовали портреты Путина и других знаменитых политиков. Многие художники-авангардисты морщили нос: это «попса». Однако Врубель при этом выставлялся в московских галереях и был очень успешным по российским меркам автором.
Впрочем, роман с властью продолжался недолго. Вскоре художники поняли, что российским функционерам неинтересно тратить деньги на искусство, даже на собственные портреты. Много проектов Врубеля буксовало из-за «незаплаченных откатов», как он сам признавался позднее.
Художник начал отходить от «истеблишмента». Например, одна из его последних выставок в России чуть не вызвала протесты церкви. Это были работы о современной России «Евангельский проект», в котором цитаты из Евангелия сочетаются с довольно жуткими портретами бомжей, гопников и охранников порядка.
После начала военного конфликта с Грузией Врубель принял решение уехать из России. Они с женой эмигрировали в Берлин, где их помнили и любили еще по знаменитому граффити. Там пара открыла собственную галерею, продолжила делать выставки. Дмитрий много работал и частенько говорил о том, что счастлив и не чувствует себя чужим.
В конце июня 2022 года художник заразился коронавирусом. Болезнь протекала тяжело, и его ввели в состояние искусственной комы, из которой он уже не вышел. Символически эта смерть случилась как раз под окончание эпохи «смертной любви» между Россией и Европой.
Фото: Виктор Великжанин / ТАСС, РИА Новости, Legion Media