Современные фильмы про автомобили — как высокобюджетное порно. Вроде все круто, но никакого отношения к реальности. Нереальная кинематика, сплошные спецэффекты, камера на ходу чуть ли не в выхлопную трубу залетает. Не говоря уж про то, что и машины нынче не те. А вот когда видишь, как изящный дорогой автомобиль реально разбивают в хлам в старом кино, получаешь взрыв эмоций: слезы текут по лицу, смешиваясь с пивом, которым ты поперхнулся.
Каждый из трех приведенных ниже фильмов фанаты называют лучшей кинокартиной про автомобили всех времен и народов. Мы готовы согласиться с ними, но никак не можем решить, с кем именно.
Двойка пик (Deuce of Spades), 2011
Кино про родстеры, любовь и Калифорнию 50-х с таким количеством классных машин, что во всех «Форсажах» столько не наберется. И хотя формально фильм не особо старый, отснят он в правильном олдскульном стиле. И он не просто крут, он крут вдвойне, потому что сделан благодаря одному-единственному человеку. Продюсер, автор сценария, режиссер, композитор, оператор, монтажер и исполнитель одной из главных ролей — все это Фэйт Грейнджер. Она с детства любила возиться с железками, писать тексты и музыку, и вот вам — став взрослой, девочка купила Ford Roadster 1932 года, написала сценарий и сняла фильм. Бюджет картины — 250 000 долларов. В Голливуде в 2011-м за эти деньги тебе даже на ботинок поленились бы плюнуть, а тут — кино!
Как ты понимаешь, в 2011 году снять фильм на смартфон было еще невозможно, работала барышня с нормальной тяжеленной видеокамерой. Актеры играли на общественных началах, автомобили для съемок предоставили их владельцы совершенно бескорыстно. И получилось круто во всех отношениях! Примерно 65% действия фильма происходит в 50-х, остальное — в наше время. Сюжет построен вокруг родстера на базе Ford Roadster 1932 года, гонок и любви. Красивых старых американских тачек в кадре столько, что все и не перечислишь. Найти фильм на русском в Сети сложно, но реально. А еще можно заказать его на сайте у самой Фейт, на CD, почтой — по-олдсульному.
Автомобили в фильме (точнее, некоторые из них):
1932 Ford Roadster
1929 Essex Challenger
1953 Chevrolet Bel Air
1953 Ford Crestline Sunliner
1930s Ford coupe
1950 Mercury coupe
1951 Ford Custom
Ограбление по-итальянски (The Italian Job), 1969
Несмотря на название, картину сняли британцы. И она имеет мало общего с современным ремейком. В главной роли — неотразимый Майкл Кейн.
В оригинале британцы, приехав на своих автомобилях в Италию, совершают ограбление века. Технически это становится возможным благодаря тому, что в Турине дорожным движением управляет компьютер с помощью телекамер. Да, реально, в 1969-м такое было! А пробку для съемок фильма итальянская полиция создала настоящую.
Говорят, что FIAT предлагал бесплатно предоставить сколько угодно Fiat 500 и еще 50 000 долларов в придачу, но создатели фильма отказались. Британский дух в кадре может воплотить только Mini — их, кстати, разбили в процессе съемок штуки три минимум. А еще жестоко расколошматили в кадре Aston Martin DB4, пару Jaguar E-Type, ну и дальше по мелочи. Плюс велосипед неизвестной марки, которым закоротили подстанцию… А как сняты погони! Нет, это надо видеть. Да и в целом картинка в кадре ласкает глаз: дух поздних 60-х, британский юмор, мерзкий Бенни Хилл в роли озабоченного профессора. Смотреть и пересматривать!
Фильм снят в комедийном ключе, что избавляет авторов от некоторых условностей, но при этом он пронзительно атмосферный. Какие съемки, какие тачки, какие женщины, о-ла-ла!..
Автомобили в фильме:
1967 Austin Mini Cooper S
1962 Aston Martin DB4
1964 Bedford bus, 1963
Alfa Romeo Giulia TI
1967 Fiat 124 coupe
1950 Moto Guzzi Falcone
1959 Ford Thames van
1967 Lamborghini Miura
1965 Land Rover Series II
1962 Jaguar E-Type
«Ле-Ман» (1971)
Независимое кино про автомобили — как тебе такое? Cнял его Стив Маккуин. Хотя кроме него, у ленты есть и продюсер, и режиссер. Знакомая фамилия? Да, это в честь его назвали героя мультфильма «Тачки». Маккуин был настоящим фанатом гонок, сам мастерски водил автомобили и мотоциклы, исполнял трюки в кадре. Для создания фильма он собрал 11 миллионов долларов — просто под идею и свое имя. Без всяких студий. Для 1971-го это была очень приличная сумма. Съемки вели прямо во время настоящей гонки «Ле-Ман» в 1970-м, так что значительная часть художественного фильма сделана из документальных фрагментов.
А теперь следи за руками: никакого сценария в привычном понимании у фильма нет. Равно как диалогов и монологов. Ну хорошо, почти нет. Просто два гонщика-соперника. Вдова их товарища, погибшего год назад. Рев моторов, визг шин. Взгляды. Мимика. Оторваться почти невозможно. Буквально попкорн мимо рта проносишь. Как по нам, так надо было давать «Оскар» Маккуину, Porsche 917 и Ferrari 512.
Автомобили в кадре:
1970 Porsche 917
1970 Ferrari 512
1970 Alfa Romeo T33
1970 Aston Martin DBS
Ferrari 275 GTB
Ford D-Series
1970 Rover 3500
1969 Porsche 911
1970 Chevrolet Corvette C3
1966 Ford Transit