Чудо в Торонто: аэробус в овраге
2 августа 2005 года Airbus A340 авиакомпании Air France, прилетевший из Парижа, совершал посадку в аэропорту Торонто. Погода была скверной — гроза и ливень, и экипаж сажал машину в ручном режиме. Опоздав с моментом касания, летчики пропустили более трети взлетно-посадочной полосы. В итоге даже с включенным реверсом Airbus выкатился за пределы ВПП и упал в овраг.
От удара вспыхнул пожар, и салон самолета выгорел буквально через несколько минут. Однако все 297 пассажиров и 12 членов экипажа успели эвакуироваться буквально за две минуты — никто не погиб! А самолет пошел под списание, от него мало что осталось.
Посадка в кукурузу: любопытные подробности
Эту историю ты можешь помнить, но расследование инцидента комиссией добавило к нему новые интересные штрихи.
Совсем недавно, 15 августа 2019 года, Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии», направлявшийся из Москвы в Симферополь, на взлете врезался в стаю чаек. Пернатых видел и диспетчер аэропорта Жуковский, предупредивший экипаж, и сами пилоты. Последние, согласно показаниям черного ящика, даже успели их слегка обматерить. Но по инструкции надо было продолжать взлет. Хотя по-хорошему — не надо бы.
Тушки птиц попали в турбины двигателей, которые хоть и не заглохли, но потеряли тягу. Расследовавшая происшествие комиссия потом установила, что, если бы пилоты не забыли убрать шасси, тяги могло бы хватить для набора высоты.
В итоге после полутора минут полета самолет пришлось сажать на кукурузное поле неподалеку от аэропорта. Причем перед посадкой шасси как раз убрали, по показаниям пилотов — чтобы не закопаться в рыхлом после дождя грунте. Это комиссия позже тоже назвала ошибкой: шасси в такой ситуации принимают на себя часть удара.
Тем не менее командир корабля Дамир Юсупов успешно посадил лайнер на брюхо, и пассажиры в салоне в итоге аплодировали. Никто из 226 пассажиров и семи членов экипажа не погиб, хотя 28 человек все же получили травмы. Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоили звание Героев России, остальных членов экипажа наградили орденами Мужества.
Планер Гимли: без горючего с высоты 10 000 м
Эта история — наша любимая.
В ней есть все: раздолбайство, нелепое стечение обстоятельств, удача и героизм. И, как это ни удивительно, счастливый конец.
В далеком 1983 году Boeing-767 компании Air Canada совершал рейс по маршруту Монреаль — Оттава — Эдмонтон. Из-за череды ошибок — технических и расчетных — в баках оказалось в четыре раза меньше керосина. В двух словах о причине: барахлила система индикации уровня топлива, а при ручном замере при переводе из литров в килограммы применили не тот коэффициент (в тот год Канада переходила на метрическую систему).
В итоге после вылета из Оттавы на высоте 10 000 метров оба двигателя встали. Самолет планировал, но довольно паршиво, теряя 1,5 км высоты на каждых пройденных 20 км. До гражданских аэродромов он явно не дотягивал. По удивительному стечению обстоятельств командир корабля 48-летний Роберт Пирсон имел навыки управления планером и знал о наличии неподалеку авиабазы Гимли, на которой раньше служил. Туда и решили сажать самолет.
На подлете к Гимли выяснилось, что скорость слишком велика, и командир выполнил маневр «скольжение на крыло». Скорость снизилась, вот только и аварийная турбина, обеспечивавшая органы управления электричеством, стала крутиться медленнее. Рули и закрылки почти перестали слушаться, и выровнять лайнер после виража удалось в последний момент.
Перед посадкой Пирсон обнаружил прямо на взлетной полосе людей и автомобили: оказалось, что военные вывели базу из эксплуатации и на ВПП местный автоклуб прямо сейчас проводит гонки.
Каким-то чудом автолюбители успели разбежаться и разъехаться, а Boeing-767, тормозя об асфальт носом (переднее шасси не встало на стопор и сложилось), доехал до середины полосы и слегка врезался в установленное там ограждение. Ни 61 пассажир, ни стюардессы, ни пилоты не пострадали. И даже самолет потом удалось отремонтировать. После инцидента он получил прозвище «Планер Гимли».
А ты говоришь, чудес не бывает!