9 октября в Тольятти на балконе квартиры обнаружили тела двух девочек: одной было пять лет, другой — два года. Убила их 13-летняя старшая сестра. Девочка нанесла им ножом смертельные ранения, а потом отправилась гулять. В преступлении она созналась сама.
Известно, что всего в семье пять дочерей, старшей 18 лет, и она живет отдельно. По предварительной версии, девочка совершила убийство, чтобы отчима, от которого ее мать родила двух младших девочек, в доме больше ничто не держало. Пара часто конфликтовала, мужчина при детях избивал жену, а та его прощала. Сейчас 13-летнюю девочку отправили в психиатрическую больницу на обследование.
Психолог Ника Болзан называет пять причин, по которым подростки могут проявлять агрессию. Возможно, какая-то из них и спровоцировала девочку.
1. Материнская депривация
Так называют процесс эмоционального и психологического обеднения ребенка, из-за отрыва от матери в раннем детстве. Такой опыт формирует у него серьезную травму, которая может приводить к вспышкам агрессии.
Психолог напоминает, что 13-летняя девочка была средним ребенком в семье и, вероятно, не получала того внимания и любви от матери, которые ей были нужны. Устранение младших членов семьи могло показаться ей способом защитить себя и свое эго от разрушения.
2. Домашнее насилие
Помимо того что девочка сама могла подвергаться насилию, она также неоднократно наблюдала его в семье. Когда ребенок видит это систематически, он может воспринимать агрессивное поведение как способ справиться с собственной травмой. Иными словами, насилие превращается в метод решения проблемы — девочка просто переняла родительскую модель поведения в конфликтах.
Чувство контроля над жизнью подросток может возвращать себе через превращение других людей в своих жертв.
3. Психические расстройства
Это может быть клиническая депрессия, нарциссическое или биполярное расстройство. Аффективные и шизофренические нарушения психики также могут спровоцировать ребенка на убийство. Все они нарушают процессы эмоционального регулирования.
По статистике 2020 года, отмечает эксперт, за 5 лет количество детей с психическими расстройствами выросло на 20%.
4. Нарушенная самоидентификация
Самоидентификация требуется нам для того, чтобы мы усвоили правила и нормы поведения в обществе, осознали себя через различные поступки. Так, для формирования правильной самоидентификации важно относить себя к той или иной группе, иметь в ней вес и возможность высказаться.
Разумеется, процесс этот происходит не только в школе, но и в семье. И если подростка дома не слышат, он может пытаться утвердить себя через агрессию.
6. Проекция
Психолог предполагает, что у девочки мог включиться защитный механизм — это проекция, срабатывающая бессознательно. Триггером могла послужить очередная родительская ссора, во время которой мать снова пострадала от отчима, а затем простила его.
«Важно понимать, что каждый случай индивидуален, и, чтобы понять точную причину, необходимо провести психологическую диагностику и взять психологическое интервью, — отмечает Ника Болзан, предостерегая от однозначных трактовок трагедии. — Это даст представление о психической, эмоциональной и мотивационной динамике преступника».