Святки длятся с 7 января по 19 января, то есть с Рождества до Крещения. Сейчас эта неделя утратила репутацию праздничной и носит, скорее, мрачный характер: это время, когда нужно выбраться из постели, стряхнуть с себя остатки оливье и тащиться на работу. В этом смысле нашим прапрапрадедам и прапрапрабабкам можно позавидовать: у них праздники длились, считай, весь январь.
Чем они, спросишь ты, занимались всё это время? Ну, например, вот этим.
Субботки (другое название — вечерки)
Встречи неженатой молодежи. Обычай, который крайне не приветствовала церковь. Так делали, например, в Псковской губернии, в городе Торопце. Девушки откупали, то есть брали в аренду на вечер, избу у «честной вдовы». Украшали ее разноцветными лентами, свечами, ставили побольше скамеек и приглашали парней. Каждого гостя встречали песней:
Дунай, Дунай, многолетствуй!
И с твоею полюбовницей!
Впрочем, далеко не все песни и частушки были такими приличными. Женатых мужиков, естественно, в избу не пускали, только холостых парней и за определенную плату. Несложно представить, сколько парочек образовывалось после таких посиделок. Так сказать, все условия!
Кстати, читай: «Невероятные секс-традиции древних славян».
Гадания в бане и овине
Было такое любопытное гадание для смелых девушек. Делали так: заходили гурьбой в баню или овин, где хранилось зерно, и задирали подолы, обнажив ягодицы. Славяне верили, что в бане живет мистический дух — банник, а в овине, соответственно, овинник. Вроде как домовой. Если банник или овинник потрогает попу волосатой рукой, то у девушки будет муж богатый, если рука будет голая — бедный, а если мокрая — пьяница.
У этого гадания, если верить другим источникам, была модификация: задирать подол следовало у открытого окна, а шлепнуть по попе должен был первый проходивший мимо мужик. Белья в то время девицы не носили, так что виды в окнах были, надо думать, самые откровенные.
Коляда
В некоторых регионах Святки делились на две половины — до Нового года и после. На Русском Севере первая неделя Святок называлась «святые вечера», а вторая — «страшные вечера», когда гуляет темная сила. Колядовать ходили в страшные вечера. Люди собирались толпой, наряжалась в рога и маски, а потом ходили по домам и просили пироги. Причем не только молодые люди, а все, кому не лень.
Фольклорист Неуступов в книге «Святочные обычаи в Кадниковском уезде» описывает такой вечер:
»…в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла — кнутом; цыганка с ребенком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеется, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню».
Ну и молодежь не стеснялась — отыгрывала свои роли с полной самоотдачей. Парни и девушки странно двигались (как подобает «нечисти»), прыгали, гарцевали, изображали «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». С одной стороны, дуракаваляние в костюмах, с другой — все-таки жутковатое зрелище.