1-й кирпич
Даже далекому от космических материй человеку очевидно, что Pink Floyd — группа альбомов, не синглов. В этом смысле парадоксально, что именно двойной концептуальный альбом The Wall породил их самую знаменитую песню, к тому же еще танцевальную, в ритме диско: Another Brick in the Wall. Part 2. Она оказалась на первом месте абсолютно везде. Причем в Британии у Pink Floyd к тому моменту не было песен-хитов аж двенадцать лет (со времен See Emily Play), а в Америке — шесть лет (со времен Money).
Для записи песни одолжили детский хор в школе, которая располагалась недалеко от студии звукозаписи. Директор с преподавателями отпустили детишек записываться в студию лишь на 40 минут. Школа получила чек на 1000 фунтов стерлингов.
2-й кирпич
В стародавние времена любили повторять, что The Wall — это цельно вылитый социально-политический манифест против системы школьного образования в Британии (как и книги про Гарри Поттера). На самом деле это только вводные данные: The Wall больше о разделении, отчуждении и одиночестве.
Однако западная школьная система и впрямь возненавидела альбом. 2 мая 1980 года песню Another Brick in the Wall запретили в ЮАР. И это стало чудесным поводом для советской прессы простить группе ее буржуазные грехи. В декабре 1980 года в прогрессивном (по советским меркам) молодежном журнале «Ровесник» появилась заметка следующего содержания:
3-й кирпич
Интересно, что стартовая песня альбома зовется «In the Flesh?» — точно так же, как турне Pink Floyd, которое состоялось двумя годами ранее, в 1977 году. Тогда группа в первый и последний раз исполняла песни с альбома Animals, но главное не это. А то, что Роджер Уотерс пребывал в столь скверном расположении духа, что плюнул на фаната в разгар концерта. Поклонник пытался перелезть через барьер между публикой и группой. Можно сказать — через стену.
На тех злополучных гастролях Роджер Уотерс придумал персонажа с крайне удручающей судьбой, назвал его Пинк и принялся сочинять для него приключения — именно они и пошли в основу альбома и фильма «Стена». Пинк — собирательный образ, нечто среднее между Сидом Барреттом и самим Уотерсом.
4-й кирпич
Женой Роджера Уотерса на тот момент была английская аристократка Кэролайн Кристи, которая пустилась во все рок-н-ролльные тяжкие и сперва вышла замуж за менеджера Grateful Dead, а потом сошлась с лидером Pink Floyd.
Она-то и свела группу с продюсером Бобом Эзриным (Alice Cooper, Kiss), который взял на себя титанический труд по проектированию и записи «Стены». На «Стене» ты можешь найти одну песню с упоминанием леди Кэролайн Кристи — Empty Spaces.
5-й кирпич
Музыка для «Стены» в подавляющем большинстве сочинена бас-гитаристом Роджером Уотерсом. В этом аспекте парадоксально, что самая любимая у фанатов песня написана все же не им: мелодию к ней придумал гитарист Дэвид Гилмор. Речь, конечно, о песне Comfortably Numb («Приятное оцепенение»).
В ней описывается эпизод из жизни вымышленного Пинка, когда он уже большая рок-звезда, истощенная и потерянная. У Пинка нет сил выходить на сцену. И тут помогает доктор: он делает небольшой укольчик, после которого на Пинка снисходит приятное оцепенение и он может выйти на сцену и продержаться там какое-то время.
Само собой, в основе лежит реальный случай все из того же злополучного турне 1977 года. Уотерсу перед шоу пришлось вводить сыворотку от спазмов желудка, иначе он был неспособен даже пошевелиться.
Благодаря авторским факторам, Comfortably Numb оказалась крайне удобной для группы композицией. Ее постоянно исполняли на своих шоу и Pink Floyd, и сольный Роджер Уотерс, и сольный Дэвид Гилмор.
В 2004 году в чарты попала танцевальная версия песни, записанная группой Scissor Sisters. Кавер-версия, конечно, на любителя, хотя сами участники Pink Floyd отзывались о ней в самых положительных эпитетах.
6-й кирпич
Как это случается сплошь и рядом, студийным боссам шедевр не понравился, да и сам формат двойного альбома в те года являлся малорентабельным. Считалось, что заставить публику платить сразу за две пластинки можно только в том случае, если ты записал очередной «белый альбом» The Beatles. По этой причине, например, панки The Clash в том же 1979 году приняли стратегическое решение продавать двойную пластинку London Calling по цене одиночной.
И все же The Wall выстрелил: в ближайшие 11 лет в мире было продано более 10 миллионов копий.
Кстати, не у всех фанатов оригинальная версия считается каноничной. Можно встретить поклонников с альтернативным взглядом на вещи, они предпочитают концертник «Is There Anybody Out There? The Wall Live 1980–81», на котором есть треки, вырезанные из студийной «Стенки», а некоторые номера звучат или длиннее, или иначе. В самом деле любопытный архивный материал, который вышел в 2000 году на двух компакт-дисках.
Последний 7-й кирпич
В 1982 году режиссер Алан Паркер выдал на-гора воистину уникальный фильм — экранизацию рок-альбома «Стена».
Формально говоря, и до этого случались такого рода эксперименты. В 1978 в кинопрокат вбросили мюзикл Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band по одноименному альбому The Beatles. Он был встречен из рук вон кисло.
Куда больше повезло другим землякам The Beatles и Pink Floyd — группе The Who. Экранизация двойного альбома Tommy в 1975-м прошла на ура, а в 1979 году для кино адаптировали их еще более длинный альбом — Quadrophenia.
Все же «Стена» вывела сей жанр на принципиально иной уровень космоса. Это уже не рок-н-ролльная фантазия, это апокрифический монумент рок-культуры. Зрелище тяжелое, но стоящее каждой своей секунды.
Не сказать, что сами участники группы были от фильма в восторге, хотя честно пришли на лондонскую премьеру. А кино-то удалось! По итогам года собрало 22 миллиона долларов — почти столько же, сколько «Безумный Макс 2: Воин дороги» и больше, чем фантастическая «Тварь».
Интересно, что Пинка в фильме играл панк-рокер Боб Гелдоф. Тот самый ирландец, который в 1985 году организует межконтинентальный концерт Live Aid с участием Queen, Led Zeppelin, U2, Пола Маккартни и тех же The Who.
Боб Гелдоф изначально был против участия в кинокартине, ибо недолюбливал музыку Pink Floyd. Первый разговор менеджера с Гелдофом о проекте «Стена» случился в такси. Произошло просто невероятное совпадение: водителем такси оказался брат Роджера Уотерса. Бывает и такое!
Теперь самое время посвятить себя музыкальному кино. Но это опасно. Сперва изучи наш список «Фильмы-мюзиклы, которые на самом деле можно смотреть».