Тачанка не только один из символов Гражданской войны 1918 года, но и яркий пример практической смекалки, на которую хитра всякая голь. Задумка-то простейшая: запряженная лошадью телега с пулеметом — а сколько вариантов боевого применения!
На тачанке удобно отстреливаться от противника, уходя от погони, или быстро занять выгодную точку ведения огня в бою. Наконец, ее можно использовать как мобильное транспортное средство — считай, аналог бронетранспортера или грузовика. Правда, с развитием танков и бронеавтомобилей необходимость в тачанках отпала, во Второй мировой они участия уже не принимали. Как выяснилось, это было не навсегда…
Дополнительное вооружение вроде пулеметных турелей или даже базук в гремящие 40-е ставили на разведывательные машины вроде Willys MB и Volkswagen Type 62. Но настоящие наследники чапаевских тачанок — импровизированного, по сути подножного, но грозного оружия — появились много позже, во второй половине 70-х годов, во время войны в Западной Сахаре.
Именно тогда вооруженные группы повстанцев фронта Полисарио начали широко применять внедорожники и пикапы Land Rover в борьбе за независимость с Марокко и Мавританией.
А поистине всемирную известность современные тачанки получили во время гражданской войны в Сомали в 90-х *«Падение Черного Ястреба», если ты понял о чем мы). Именно тогда пикап с установленной в кузове пулеметной турелью получил свое официальное имя — «техникал».
Не подумай ничего дурного. Техникал — это калька с английского technical, что так и тянет перевести как «техническое средство». Но этимология этого слова куда любопытнее. Есть версия, согласно которой «техникал» произошло от понятия «technical assistance grants» — «оплата технической поддержки». Под этой размытой формулировкой скрывались выплаты, которые международные организации проводили за вооруженную охрану своих благотворительных конвоев в Сомали. Сопровождение обычно состояло из вооруженных пикапов, к которым и приклеилось прозвище «техникал».
Но есть у этого слова и другое объяснение. Якобы в 90-х переоборудованием серийных пикапов в боевые колесницы (или тачанки) XXI века для сомалийского национального фронта занималась российская оборонная фирма «Технико». Ничего не слышали о такой, если честно, но все равно звучит прикольно.
В любом случае начиная с 90-х годов «техникалы» стали неотъемлемой чертой чуть ли не всех военных конфликтов наших дней. И секрет подобной популярности прежде все в цене. Даже по сравнению с самым дешевым бронеавтомобилем «техникал» это удивительно бюджетный вариант. Берешь гражданский пикап — обычно японский и чаще всего Toyota — ставишь турель с 12-миллиметровым крупняком — ДШК или М2 отлично подойдут — в кузов. Профит!
Неудивительно, что дешевые, высокомобильные и хорошо вооруженные «техникалы», несмотря даже на полное отсутствие бронирования, превратились в грозную силу. При умелом командовании эти тачанки XXI века способны даже решать ход целых кампаний!
Как не вспомнить военное противостояние между Чадом и Ливией в 80-х, вошедшее в историю как Toyota Wars — «Война тойот». Тогда мобильные подразделения вооруженных сил Чада разгромили врага во многом благодаря огневой мощи «техникалов», сделанных на базе пикапов Toyota Hilux. Кто-то скажет, мол, это не та реклама, о которой мечтали японцы. Другие возразят — любой пиар хорош кроме некролога.
Кстати, даже за рулем пикапа с пулеметом вполне можно оставаться джентльменом. Если соблюдать эти вот простые правила.
Между прочим, очумелые ручки повстанцев часто не ограничиваются установкой на «техникалы» просто пулеметов. В энциклопедии современных тачанок, можно встретить проекты с безоткатными пушками, зенитными установками и даже НУРСами. Вот уж бы товарищ Чапаев одобрил…
Фото Getty Images