Крейсер «Аврора» интересен уже тем, что участвовал в разгромном для нашего флота Цусимском сражении и уцелел. А вот исторический выстрел, давший сигнал к началу большевистского восстания, прозвучал только в текстах советских пропагандистов. В том числе — на табличке, до сих пор установленной на крейсере. Хотя в ту ночь «Аврора» действительно стреляла.
Был ли выстрел?
Советских детей учили в школе, что Великая Октябрьская революция началась с выстрела «Авроры», подавшей сигнал к штурму Зимнего дворца. Многие даже думали, что крейсер пальнул по самому дворцу, для устрашения. На самом деле крейсер действительно произвел в ночь штурма один холостой выстрел в 21.40, но не для восставших. Судовой комитет «Авроры» в письме, направленном во все редакции Петербурга, объяснил: «Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из шестидюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности». Моряки не хотели, чтобы честное имя крейсера было запятнано подозрениями в обстреле госпиталя, под который была отдана часть Зимнего. Между тем по дворцу в ту ночь действительно стреляли из пушек, но из Петропавловской крепости. К счастью, никто не пострадал. Однако газеты написали, что стреляла «Аврора».
К слову, взят Зимний был не революционной толпой, а боевой группой большевиков во главе с Антоновым-Овсеенко. Около часа ночи они проникли в Зимний через незапертые двери заднего хода, а растерявшиеся юнкера, обнаружив восставших в здании, не стали оказывать сопротивления.
Пушки «Авроры»
Фотографируясь около «той самой пушки», туристы часто не знают, что носовое орудие «Авроры», стрелявшее в 1917-м, было снято с корабля вместе с другими орудиями еще в Гражданскую. Потом крейсер получил новое вооружение — и еще раз лишился пушек во время обороны Ленинграда. Орудия тогда направили на Дудергофские высоты, сформировав из них батарею «А». Она противостояла 4-й танковой дивизии вермахта и была уничтожена противником.
Корабль обрезан?
В Петербурге некоторое время ходил слух о том, что на самом деле ниже ватерлинии корабль обрезан и стоит на бетонном основании. Это, конечно, бред, но истоки его понятны. Во-первых, в 1946 году крейсер ремонтировали, покрыв почти всю подводную часть корпуса бетонными заплатами. Чинили его для того, чтобы снять в кино в качестве крейсера «Варяг». Потом, уже в 1984–1987 годах, «Аврору» ремонтировали капитально: подводную часть корпуса отрезали, а вместо нее изготовили новую. А вот самостоятельно передвигаться «Аврора» действительно не способна. Из трех паровых машин сохранилась лишь одна. Правда, на судне есть два дизель-генератора, способные обеспечить корабль-музей электричеством. Но это так, на всякий случай: все системы жизнеобеспечения крейсера подключены к городской коммунальной сети.
«Аврора» при Цусиме
Революционная известность «Авроры» заслонила ее боевые подвиги, и совершенно незаслуженно.
В сражении при Цусиме экипаж крейсера проявил себя весьма достойно. Корабль стойко держался под огнем японских кораблей, прикрывая собой транспорты. Он получил 18 пробоин, врагу удалось повредить все орудия и носовой торпедный аппарат. Командир крейсера капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в голову — осколки снаряда залетели через смотровую щель в рубку. Всего на «Авроре» было убито 15 моряков, еще 83 — ранено. На борту начался пожар, причем рядом с пороховым погребом, но его удалось потушить. И тем не менее крейсер оставался в строю до последнего, а потом отступил с поля боя вместе с другими судами. В ходе того славного боя крейсер сделал около 2000 выстрелов, а прославился благодаря одному, холостому.
По материалам lenta.ru, rg.ru, ria.ru
Фото: Getty Images, РИА Новости