Внедорожник «Нива»
Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.
Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом. «Нива» экспортировалась более чем в сто стран на всех континентах — от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В результате 80% собранных «Нив» уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были в СССР огромным дефицитом.
Как и у многих советских товаров на экспорт, качество «Нивы», продававшейся за границу, было выше, автомобиль был комфортнее. По комфортабельности советскую экспортную «Ниву» сравнивали с люксовыми западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Geländewagen. В западных странах желающим приобрести легендарную «Ниву» приходилось записываться в очередь (и, что самое удивительное, записывались!).
Часы
С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы особым дизайном не блистали, но были качественно собраны, надежны и относительно дешевы.
О многом говорит тот факт, что, готовясь к операции «Буря в пустыне», американцы выбрали для своих войск советские часы «Командирские» барнаульского завода «Восток», закупив их в количестве 50 тысяч. Во время испытаний оказалось, что «Командирские» переносят экстремальные условия пустыни лучше швейцарских и японских часов.
Грузовик «КамАЗ»
В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» был выбран американский грузовик International.
Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть: контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).
О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».
Фотоаппарат «Зенит»
Советский Союз пытался экспортировать фотоаппараты еще в 20–30-е годы прошлого века, но дальше эпизодических поставок дело не пошло. Лишь с 1948 года экспорт фотоаппаратов становится для СССР постоянной статьей дохода: советская фотопродукция экспортировалась более чем в 70 стран мира. Тут очень помогло вывезенное из Германии в счет репараций оборудование легендарных фирм Zeiss и Leika: в СССР появилась возможность делать более качественную фототехнику. Естественно, что техника, предназначенная на экспорт, собиралась и проверялась более качественно, чем продававшаяся в СССР.
Наиболее массово на экспорт шли фотоаппараты «Зенит», причем не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. С 1960 по 1970 год поставки за рубеж увеличились в восемь раз. Около четверти фотоаппаратов отправлялось на экспорт. А одну из лучших в мире панорамных камер — «Горизонт», производившуюся на том же заводе, что и «Зенит», в СССР купить было крайне сложно, поскольку на экспорт шла подавляющая часть фотоаппаратов.
С увеличением количества экспортируемых «Зенитов» снизилось качество сборки, а модельный ряд постепенно безнадежно отстал от передовых иностранных образцов. В итоге экспорт «Зенитов» к концу советского периода постепенно сошел на нет.
Легковой автомобиль «Москвич»
Из всего семейства советских «Москвичей» особенно полюбился и запомнился на Западе «Москвич-408», съезжавший с конвейера в 1964–1975 годах. Более 65% выпускаемых машин уходило на экспорт. В Скандинавии автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии (была даже специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырехфарный).
Чтобы удовлетворить растущий спрос, в братской социалистической Болгарии был построен завод для рождения «Москвичей». Правда, звали болгарского двойника «Москвича» — «Рила» (от названия гор на юго-западе Болгарии).
Кроме того, «Москвичи» собирались из советских комплектующих в капиталистических Бельгии и Швеции. Кроме того, в Бельгии была создана совместная советско-бельгийская компания Scaldia-Volga — для реализации, обслуживания и сборки советских легковых автомобилей в странах Бенилюкса.
Фотоаппарат «Ломо»
Редкий случай, когда советский бренд на Западе полюбили не за качество, а, наоборот, за отсутствие оного. Дело в том, что любовь иностранцев к советскому фотоаппарату «ЛОМО компакт-автомат», вылившаяся в целый жанр — ломографию, — появилась после того, как два австрийских студента купили в России эти советские «мыльницы».
Вскоре студенты заметили, что оптика мыльниц любопытно искажает изображение: производители по сложившейся традиции не считали нужным так сильно заботиться о качестве продукции, как это делали в отношении экспортной техники.
В итоге такая халатность отечественных производителей сыграла положительную роль. Ломография вскоре охватила множество стран, и тысячи ломографов отныне ищут красоту в заведомо некачественных пленочных кадрах, снятых с необычных рак урсов. Кстати, образцом для конструирования камеры «ЛОМО компакт-автомат» сталяпонский фотоаппарат Cosina CX-2.