Есть в городском водном транспорте что-то невыразимо трогательное. Казалось бы, старая посудина, ну чем тут восхищаться? Ан нет, стоит прокатиться на речном трамвайчике с девушкой — и что-то между вами появляется. Наверное, из-за подсознательных ассоциаций с фильмом «Титаник». А может, тут дело в ностальгии? Именно в том, что эти теплоходы старые, покрыты многими слоями краски, ходят медленно, звук издают трогательный — дык-дык-дык-дык, пахнут солярочным выхлопом, как и во времена нашего детства.
Почему «трамвайчик»?
Не знаем, как у тебя, а у нас давно назрел вопрос: откуда взялось это уменьшительно-ласкательное слово «трамвайчик»? Вообще-то эти суда в два раза длиннее трамвайного вагона, и пассажиров они берут на борт не меньше. Скорее уж трамваище. Но, похоже, дело в языковой традиции. В качестве общественного транспорта катера начали использовать в России еще до революции. Занималось этим Финляндское общество легкого речного пароходства, поэтому их суда звали «финляндчиками». Видимо, с тех пор суффикс «-чик» к речным трамваям и прицепился.
В столице речные трамваи появились в 1923 году, а к 1933-му на линии Московского пригородного пароходства работало уже 70 судов. Сначала катера были разношерстными, а потом столичный флот унифицировали. Еще в 1930-м советские конструкторы разработали теплоход специально для городских и пригородных перевозок. Он был сравнительно небольшим, чтобы свободно маневрировать, осадку имел мелкую и потому мог приставать к берегу там, где не было причальных приспособлений. Руль и винты конструкторы убрали в тоннель под кормой, чтобы они не страдали от ударов о дно или затонувшие бревна.
Кстати, о транспорте: сборная модель из картона «Петербургский трамвай»
Собирается без клея. Гарантирует пару увлекательных вечеров с полным погружением в процесс трамваестроения.
Основные технические характеристики первого советского речного трамвая:
Длина: 21,3 м
Ширина: 4,5 м
Осадка в грузу: 0,7 м
Двигатель: дизельный, 50 л.с.
Емкость топливного бака: 250 л
Максимальная скорость; 14 км/ч
Число сидячих мест: 119
Общая пассажировместимость: 140 чел.
Экипаж: 2 чел.
Корпуса сначала планировали делать деревянными или композитными, но в итоге остановились все же на металлических, сварных или клепаных.
Маршрутов было несколько, но одной из самых популярных (читай:, загруженных) оказалась линия Дорогомилово — завод АМО (впоследствии ЗиС, а потом ЗиЛ). И никакой романтики: народу в часы пик набивалось, как в настоящий трамвай, люди ехали на работу.
И еще немного ностальгии: сборная модель «Головной вагон электропоезда ЭР-2»
Высшая категория сложности. Для мальчиков и девочек от 15 до 95 лет.
Уже в середине 30-х разработали еще один теплоход, уже на 250 пассажиров, с буфетом, гальюном, небольшими каютами для отдыха экипажа. Такие катера ходили на пригородных линиях и тоже могли причаливать к берегу без пристани. Например, существовал маршрут Большой Каменный мост — Заозерье, то есть из самого центра Москвы в Раменский район Московской области.
Теплоход «Москвич»: классика советской эпохи
Увы, названия моделей этих довоенных теплоходов забылись. Зато в народной памяти остался другой речной трамвай, послевоенный — «Москвич». Его начали разрабатывать в 1946-м и через два года запустили в производство. Двигатель на «Москвичах» стоял дизельный, не самый надежный, зато нетребовательный к качеству топлива и ремонтопригодный. Вот основные характеристики «Москвича» (он же проект 515/544):
Длина габаритная: 27,25 м
Ширина габаритная: 4,80 м
Осадка расчетная в полном грузу: 0,89 м
Скорость: 17-20 км/ч
Пассажировместимость: до 150 человек
Экипаж: 2 человека (но мест для отдыха экипажа — 3, йо-хо-хо)
Мощность двигателя: 150 л.с.
С окнами от настоящего трамвая
Теплоход был двухпалубным, с закрытыми мягкими пассажирскими салонами в носу и в корме (между ними располагалось машинное отделение). На втором ярусе находилась открытая пассажирская палуба с жесткими лавками. Судно получилось удачным во всех отношениях. О дизайне суди сам и обрати внимание на окошки салонов: они точно такие же, как у трамваев, автобусов и троллейбусов того времени. На разных заводах в конструкцию «Москвича» вносили необходимые доработки: в Сибири ему делал борта повыше, в Херсоне — осадку поменьше, в Ленинграде выпускали суда без открытой верхней палубы (назывались они «Ленинградец»). Но самую удивительную модификацию создали в Москве. На базе «Москвича» выпускали молочные танкеры М-21Т, доставлявшие в середине 50-х в столицу молоко с подмосковных ферм. Когда необходимость в таком способе доставки отпала, танкеры переоборудовали под перевозку пассажиров. Всего с 1948 по 1966 год построили больше 500 «Москвичей», из них 283 — в Москве.
Проект «Москва»: больше практичности, меньше романтики
На смену «Москвичу» в 1969-м пришел проект «Москва». И был он по своему неплох: машинное отделение сместили в корму, салон сделали единым и более комфортабельным. Двигателей стало два, вместительность выросла, запас хода увеличился до 1400 км. Вот только место романтической открытой площадки на верхней палубе заняла рулевая рубка, так что смотреть вперед стало невозможно. Всего один штрих — и речной трамвайчик сразу стал утилитарнее. На линиях его все равно ценили все за те же качества: неприхотливость, ремонтопригодность и способность подходить прямо к берегу.
Но все же именно о «Москве» с теплом упоминает в песне Юрий Визбор, бард советской эпохи:
Конечный пункт, асфальтовый причал,
Мы сходим в жизнь, покинув тихий рай,
Ах, если б нас до старости качал
«Москва-12», старенький трамвай.
1976
Основные характеристики теплоходов типа «Москва»
Длина: 38,2 м
Ширина: 6,5 м
Осадка: 1,18 м
Двигатель: дизельный, 2х150 л.с.
Скорость: до 24 км/ч
Пассажировместимость: до 240 человек
Экипаж: 3 человека
Речные трамваи ходили по Москве-реке до 2006 года, пока город выделял на них дотации. Сами катера не исчезли и потом: суда выкупили частные компании, их до сих пор используют как экскурсионные, сдают в аренду для банкетов на воде.
Всесезонные трамвайчики
Однако в 2022 году в Москве снова запускают речные трамваи как маршрутный общественный транспорт. Для начала появятся два маршрута: Киевский вокзал — парк «Фили» и Жилой район «ЗИЛ» — Печатники.
Суда будут электрическими, всесезонными, с ледопроходимостью до 20 см. В сильные морозы им будет расчищать путь ледокол. На борту предусмотрены места для велосипедов и самокатов, Wi-Fi, два туалета, при том что на борт электрокатер сможет брать всего 50 человек. Предусмотрен удобный въезд для пассажиров в инвалидных колясках. Запустить новые речные трамвайчики планируют к лету. Степень локализации при их сборке достигает 70%, так что есть шансы, что мы и правда увидим возрождение московской легенды в нынешнем году. Летом 2022 года власти обещают выпустить на маршруты 9 судов, а к 2024 году довести их количество до 24. Первый электрический речной трамвай получит имя «Синичка» — в честь маленькой речки, впадающей в Яузу.
При подготовке статьи использованы материалы
Фото: rivertickets.ru, captainmisson.livejournal.com, fleetphoto.ru, captainmission.livejournal.ru, ОАО «Московский туристический флот»